Против партизанства и терроризма

Предисловие

Несколько месяцев назад нами была выпущена статья "Назад к RAF?", в которой мы выступили против партизанских методов борьбы с путинским режимом - поджогов военкоматов, подрывов ЖД путей, уничтожения релейных шкафов - и назвали их полностью неэффективными и террористическими. Вновь вспомнить эту статью и внести некоторые изменения заставил нас пост в телеграм-канале "Чёрная книга капитализма" (ЧКК), который содержал призыв "Фронта национального освобождения" к переходу на "новый уровень борьбы" и созданию соответствующей организации. Мы с большим уважением относимся к работе редакции ЧКК и вполне понимаем, что двигало ими жгучее чувство несправедливости, что возникает при виде мерзостей, творящихся в России и во всём мире. Мы написали ЧКК с предложением скорректировать позицию и аргументировать неприятие террористических методов борьбы и, если это потребуется, объяснить, какой тактики, по нашему мнению, необходимо придерживаться. Однако редакция посчитала, что проигнорировать наш запрос будет самым верным решением. "Мы готовы дать разным группам определённый кредит доверия и помочь оглаской", – говорится в посте. Мы же и наша позиция, видимо, оказались не к месту.

По нашему твёрдому убеждению в условиях, когда государство блокирует демократические методы борьбы, а сами левые организации крайне слабы, заигрывать с террористическими тенденциями крайне опасно по той причине, что вооружённая борьба может привести к фатальным последствиям. Весь опыт борьбы показывает, что террористические методы противостояния ненавистному государству прежде всего: 1) отталкивают от нас ударную силу революции – рабочие массы, 2) усиливают репрессии государства, 3) утягивают за собой честных и самоотверженных людей, у которых не осталось иного способа выразить свой протест. Именно поэтому коммунистам нельзя дожидаться, когда разгул террора будет виден невооружённым глазом. Необходимо уже сейчас выступить против тактики индивидуального террора и его ответвления – партизанства в условиях современной России.

Против партизанства и терроризма

"Как бороться?" – именно этот вопрос так важен для наиболее политизированной части граждан нашей необъятной. Действительно, как бороться за справедливость в эпоху империалистической войны, когда вся система буржуазного государства, от нашпигованного бюрократами профсоюза до "демократического" парламента, настроена против рабочего, постоянно дурачит его патриотической пропагандой и вечной проповедью смирения? "Никак", – скажет обыватель и будет в некоторой мере прав, ведь один он не способен противостоять миллионной армии капиталистической госмашины.

И могла бы история кончиться на смирении, вот только речь идёт не об одном человеке. Даже в условиях диктатуры и крайней слабости рабочего движения потребность в борьбе никуда не исчезает. Она просыпается в умах миллионов тех, кто чувствует, что их жизнь уходит под воду вместе с некогда великим кораблём “Россия”, но каждый раз эта потребность искажается вновь и вновь бьющей по сознанию буржуазной пропагандой, направляющей гнев народа как можно дальше от государства, но как можно ближе к фронту.

В таких условиях неудивительно, что в России мало-помалу зарождаются весьма авантюрные и вредные для рабочей борьбы партизанские тенденции, которые, к тому же, подстрекаются уже не только либеральными изданиями, выпускающими "памятки партизанам", но и, с недавнего времени, идейными товарищами из ЧКК, выложившими на всеобщее обозрение обращение "Фронта национального освобождения". Всё это значит, что существует необходимость вновь напомнить отношение марксистов к партизанству и терроризму в период реакции.

Почему марксисты не должны поддерживать столь революционное, на первый взгляд, рвение? Всё просто: такая борьба неэффективна. Поскольку задача левых сил состоит не в смене лиц буржуазного правительства, а в полном уничтожении капиталистической системы, которая и порождает империалистические войны, то тактика партизанства и терроризма до периода открытой борьбы за власть не просто неэффективна, а контрпродуктивна. Марксисты не из догматических соображений всегда указывают на революционную роль пролетариата в политической и экономической борьбе и концентрируют внимание не столько на прямых столкновениях с капиталистами, сколько на объединении и организации рабочих в силу, способную ставить ультиматум всей капиталистической системе в своем государстве: либо вы немедленно уходите сами, либо мы вам в этом помогаем. Такая борьба, вытекающая из общественного положения пролетариата, необходима и наиболее эффективна. Об этом мы писали в нашей статье.

Нынешнее партизанство провозглашает борьбу против путинского режима и его военной операции на Украине. Для этого сторонники таких действий уничтожают релейные шкафы, подрывают ж/д пути, поджигают военкоматы, бьют машины с Z-символикой и, с недавнего времени, провозглашают переход на новый уровень борьбы. Для такой борьбы нет надобности иметь за собой организованные рабочие массы. Рецепты взрывчатых веществ и горючих смесей ныне доступны всем. Но какое замешательство такая борьба оказывает на правящие круги? Подрывы и поджоги устраивают разрозненные группки радикалов, чьё партизанство в глазах правящего класса - лишь уголовно наказуемые пакости, создающие небольшие неудобства. Для борьбы с ними государству ещё нет необходимости вовсю бить в набат о террористах, ведь оно спокойно и постепенно усиливает контроль над безопасностью, имея лишний аргумент в пользу создания таких систем, как “Окулус” и “Вепрь”, и арестовывает зачинщиков либо до акта, либо по горячим следам после, либо, от безысходности, шьёт дела первым попавшимся. Дым от взрывов рассеивается, и вот уничтоженный путь переключён на один из тысячи других, релейный шкаф восстановлен, фасады военкоматов перекрашены, заместо убитого военкора встаёт другой, предполагаемые зачинщики найдены и арестованы – жизнь капитализма снова входит в прежнюю колею.

Может быть, их партизанство будоражит массы и вовлекает толпы в политику? Весь опыт политической борьбы говорит, что какая-то часть массы вовлекается, но лишь как сторонние зрители. Для них террор против ненавистной системы – шоу для отдушины, надежда на линчевателей. Чем "эффектнее" партизанские акты, чем большее они производят впечатление, чем больше они сосредоточивают на себе внимание массы, тем больше они понижают её интерес к самоорганизации и самовоспитанию.

Последний аргумент в идейной крепости партизан рассчитан на победу украинской стороны, ведь её победа должна ознаменовать смену путинского режима. Жаль, что теоретики партизанства, пропитанные романтизмом “прямого действия”, не желают отвечать, на что должен быть сменён бонапартистский путинский режим в наших условиях. Поражение правительства в войне действительно может открыть дорогу для революционных перспектив, но воспользоваться ею может лишь организованная сила, способная вести борьбу с теми, кто также решил воспользоваться замешательством на верхах. Этой силой обязан стать организованный в партию пролетариат.

Мы разделяем с партизанами жгучее чувство несправедливости, но это чувство не должно превращаться в мгновенный “хлопок” во имя романтических представлений группки воинствующих героев, чья борьба якобы ведёт к революции. И всё же каждый негодующий человек должен уяснить себе одну вещь – процесс развала превращается в неуправляемый процесс, когда правящий класс не способен его контролировать или притормаживать. Сейчас буржуазия открыто скользит навстречу военной и политической катастрофе, и когда она произойдёт, перед пролетариатом, как и перед разными группами мелкой буржуазии, которые попытаются перехватить власть у путинской клики, непременно встанет вопрос о своей организации. Для пролетарского авангарда необходима организация, которая сможет поднять массы людей на такую борьбу. Такая борьба не может быть стихийной. Любые анархические точки зрения всегда исходят из того, что мелкие атаки на систему способны расшатать политическую ситуацию до состояния, при котором произойдёт стихийное восстание масс. Мы, марксисты, отвергаем стихийное восстание, ведь оно всегда ведёт к катастрофе и к тому, что агентура того или иного класса, той или иной политической группировки рано или поздно проникает в это стихийное движение, попутно создавая внутри него организацию. Таким образом, задача марксистов, как и любого другого течения, выступающего против господствующей системы, состоит в том, чтобы сформировать действительную организацию уходящую корням в рабочий класс, чтобы в час катастрофы она смогла сработать как часы. В противном случае бунт или восстание без организации превратится в беспорядки, которые буржуазия подавит и использует их в целях дальнейшего своего усиления или, ещё хуже, с целью фашистского переворота. Даже если инфантильное желание наших партизан приведёт к восстанию масс, то что дальше? Повторим ещё раз. Наша задача не в том, чтобы устраивать одиночные нападения, а в том, чтобы самоорганизоваться и работать над расширением организационной структуры, притягивая к ней как можно большее число граждан с помощью различных средств, будь то: профсоюз, партия, советы, различные движения и прочее, и прочее.

Думаем, не стоит и говорить, что во многом и зачастую такие террористические мероприятия проталкиваются и организовываются (и потому так легко и быстро раскрываются) самими спецслужбами, как, например, это случалось в Беларуси. Тамошние силовики (ГУБОПиК) осуществили сотни задержаний, притворяясь экстремистами. Для этого они использовали чат-бот в Telegram и предлагали белорусам сотрудничество с экстремистской организацией ByPol, получая контактную информацию людей, готовых выполнять различные задания. Что уж говорить о нашумевшем в России 3 года назад деле "Сети". Именно поэтому терроризм – чрезвычайная опасность для потенциальных революционеров. Весь опыт политической борьбы говорит, что пропаганда “действием” всякий раз обнаруживала, что средствами физического разрушения и репрессивным аппаратом государство всегда гораздо богаче, чем террористические группы.

Сфера буржуазной культуры чувствует потребность в бунте, и она её удовлетворяет постольку, поскольку сама на это способна. Но стоит заметить, что даже производителям “взрослой” художественной литературы приходится наделять своих персонажей немыслимыми для обычного человека способностями, а охранителей государства - невиданной тупостью и беспомощностью во имя создания образа непобедимого героя и бунтарского эпатажа.

Для того, чтобы понять, насколько несостоятельна тактика индивидуального террора, стоит привести небольшую статистику из книги Гейфмана:

О размахе революционного террора можно судить даже по неполной доступной статистике, которая ясно по­казывает, что в России в первое десятилетие XX века политические убийства и революционные грабежи были действительно массовыми явлениями. За один год, начиная с октября 1905-го, в стране было убито и ранено 3611 государственных чиновников. Созванная в апреле 1906 года I Государственная дума не смогла остановить террор, который наряду с различными формами революционных беспорядков охватил Россию в 1906 и 1907 годах. К концу 1907 года число государственных чиновников, убитых или покалеченных террористами, достигло почти 4 500. Если прибавить к этому 2 180 убитых и 2 530 раненых частных лиц, то общее число жертв в 1905—1907 годах составляет более 9 000 человек. Картина поистине ужасающая. Подробная полицейская статистика показывает, что, несмотря на общий спад революционных беспорядков к концу 1907 года (года, в течение которого, по некоторым данным, на счету террористов было в среднем 18 ежедневных жертв (выделено нами), количество убийств оставалось почти таким же, как в разгар революционной анархии в 1905 году. С начала января 1908 года по середину мая 1910 года было зафиксировано 19 957 терактов и революционных грабежей, в результате которых погибло 732 государственных чиновника и 3 051 частное лицо, а 1 022 чиновника и 2 829 частных лиц были ранены. За весь этот период по всей стране на счету террористов было 7 634 жертвы.

И, конечно же, убийство Столыпина в 1911 году.

Каков размах! И даже этого не хватило, чтобы свергнуть власть. Пожалуй, и не стоит говорить, сколько было арестовано и уничтожено террористических (сейчас бы их назвали партизанскими) организаций.

Перебирая опыт иностранных левых террористов, мы не сможем найти ничего, что хоть на йоту смогло приблизится к успехам большевиков. Красные бригады в Италии - поражение и распад; ИРА в Ирландии - поражение и раскол; Японская красная армия в Японии - уничтожена; ЕТА - поражение. Этот список можно продолжать долго, но ни одна из леворадикальных групп руководствующихся тактикой партизанства и террора в период реакции, не добилась и толики действительного успеха. Даже наиболее знаменитая партизанская группа RAF закончила тем, что все её члены оказались убитыми или посаженными в тюрьму.

Партизаны современной России нам не поверят, ведь они знают, где предшественники допустили просчёты, и уж они-то не ошибутся. Их взрывчатка мощнее, пистолеты точнее, планы надёжнее, связи непорочны. Они готовы к партизанской войне десятка против миллионов. В таком случае задача марксистов - не дать этой разрушительной тенденции развития, изолировать и загасить её как опасное пламя, способное спалить и без того с трудом взятые марксистами позиции. Вспомните, как государство отреагировало на убийство всего лишь одного гадостного военкора Татарского, а как оно отреагирует на десятки таких? Смогут ли десяток террористов и несколько тысяч им сочувствующих перебить шум миллионной пропагандистской машины? Смогут ли они скрыться от полицейских облав? Но изолировать и загасить мало, ведь всплеск террора против государства не контролируем, как и политический кризис, его порождающий. Поэтому революционные марксисты всегда говорят об организации войск, о плане организации обороны для дальнейшего наступления в момент слабости врага. В противовес этому террористы хотят убедить нас, что раз враг именно сейчас слаб и отвлечён империалистической войной, то достаточно героически броситься на крепость капитализма с кустарной взрывчаткой, и весь её гарнизон объявит о капитуляции. Тенденции терроризма должна быть противопоставлена тенденция марксистская, тенденция революционной пролетарской организации. Именно поэтому марксисты выступают против тактики индивидуального терроризма и партизанства как его ответвления.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ РЕСУРСЫ

TELEGRAM

YOUTUBE

ВКонтакте

Дата публикации: 7 июля 2023 г.