Диалектика учит, что формальные аналогии могут быть полезны лишь до известных пределов, в противном случае они способны направить исследовательский процесс по ложному пути. То же самое справедливо и для вопросов истории рабочего движения.
При обсуждении нынешней войны коммунисты часто (но далеко не всегда удачно) прибегают к аналогиям с империалистической войной 1914-1918 гг. И если в вопросах анализа степени развития российского империализма многие марксисты склонны допускать ошибки политэкономического характера, то в вопросах оценки роли социал-шовинизма и его разоблачения они хорошо усвоили урок Ленина.
Когда речь идёт об отдельных представителях современного социал-шовинизма, многие марксисты приводят аналогии с германской социал-демократией, которая практически целиком и полностью, за исключением небольшой группы смельчаков, выступила в поддержку империалистической бойни с самыми реакционными лозунгами, прикрывая свою службу финансовому капиталу псевдолевой болтовнёй о прогрессивности того или иного капиталистического государства на карте Европы. Приёмы социал-шовинизма с годами не меняются.
Складывается впечатление, что чем старше становятся деятели социал-демократии, тем скорее они стремятся перейти из лагеря революции в лагерь реформизма, а в условиях обострения классовой борьбы часто и в лагерь реакции. Для большинства европейских социал-демократов эволюция политических взглядов выглядит именно так - слева направо. Но и тогда, и сейчас из этого правила существуют исключения. К таким исключениям относятся два человека: это Жан Жорес - борец против войны, великий французский социалист, убитый шовинистами, и немецкий марксист Франц Меринг.
Франц Меринг вступил в СДПГ только в 1891 году, в возрасте 45 лет. Он родился 27 февраля 1846 года в маленьком городке Шлаве в прусской провинции Померания, ныне город Славно в Польше. Его отец, бывший военный, был высокопоставленным налоговым чиновником и позаботился о том, чтобы Меринг получил хорошее образование. Он изучал классическую филологию в Лейпциге и Берлине и работал журналистом в различных ежедневных и еженедельных газетах в 1870-х и 1880-х годах. В это время Меринг был политически буржуазным демократом. Он колебался между национал-либерализмом и социал-демократией, против которых регулярно полемизировал.
В 1875 году он выступил с полемикой против реакционного прусского придворного историка Генриха фон Трейчке, что было хорошо воспринято в СДПГ. Два года спустя он опубликовал книгу " Немецкая социал-демократия: история и уроки", которая встретила резкую критику со стороны самой СДПГ. В книге Меринг подверг резкой критике Маркса и основателей СДПГ Августа Бебеля, Вильгельма Либкнехта и Фердинанда Лассаля, обвинил СДПГ в разжигании ненависти к родному отечеству. Успех работы в стане врагов социал-демократии был столь ошеломляющий, что в 1882 году Мерингу удалось защитить диссертацию на эту тему в Лейпцигском университете.
Меринг не был платным агентом буржуазии. В защиту его интеллектуальной честности говорит то, что в ходе интенсивного конфликта с марксизмом и СДПГ Франц в конце концов признал превосходство научного социализма. Став марксистом, Меринг посчитал своим долгом немедленно вступить в СДПГ.
Вступив в СДПГ, Меринг писал для нескольких социал-демократических изданий, включая Vorwärts, центральный орган СДПГ, и Die Neue Zeit, став впоследствии её всемирно признанным теоретическим флагманом. Его собственные статьи концентрировались на современных политических, исторических, философских и культурных проблемах и часто принимали форму полемики.
До 1895 года Меринг также возглавлял ассоциацию Freie Volksbühne (Свободная народная сцена) в Берлине, которая была основана как первая массовая культурно-политическая организация для рабочих с целью предоставить обедневшим пролетариям доступ к образованию и культурной жизни. Наряду с такой классикой, как произведения Гёте и Шиллера, Volksbühne исполняла произведения социально-критически настроенных авторов того времени, в том числе Генрика Ибсена и Герхарта Гауптмана. Теперь, когда вся нынешняя либеральная часть театра в России фактически уничтожена, нам остаётся довольствоваться только отретушированными цензурой тенями классиков 19 века. Модернисты стремятся сломать рамки привычного театра и такими средствами выступать против войны и ужасов современной России. Пусть чаще ставят гауптмановских “Ткачей”; это самая современная пьеса на пространстве бывшего СССР. Театральная ассоциация под руководством Меринга была настоящим народным театром, который не опускался до нравов разлагающейся гниющей материи современного буржуазного общества, а, напротив, стремился возвысить зрителей-рабочих, поднять их выше и дать им революционный оптимизм.
Первой работой, написанной Мерингом как марксистом, была "Легенда о Лессинге" . Первоначально он намеревался рассмотреть недавно опубликованную биографию Готхольда Эфраима Лессинга — немецкого философа, драматурга и искусствоведа XVIII века — за авторством Эриха Шмидта в трёх или четырёх статьях. Как это часто бывает, в ходе написания полемика разрослась до 20 статей, которые были опубликованы в литературном приложении "Die Neue Zeit" с января по июнь 1892 г.
Марксистская литературная критика необходима нам как средство классовой борьбы. Помимо того, что правящий класс вкачивает сумасшедшие средства в пропаганду своей идеологии (иллюзорного общего интереса - по выражению Маркса), капиталисты часто пытаются прикрыться ликами выдающихся деятелей искусства прошлых эпох. Так, например, в России великий Пушкин стал ныне оплотом русской великодержавности и духовности, в то время как сам он был беспощадным бичом пороков разлагающегося общества феодальной аристократии своего времени.
Литературная критика, да и вообще критика искусства марксизмом базируется на трёх направлениях.
— Критическое исследование социальных обстоятельств написания произведения;
— Критическое исследование биографии автора и процесс его становления как мастера;
— Критическое выявление главного противоречия произведения, которое, как это всегда бывает с действительно выдающимися произведениями, может быть только социальным.
Одним из образцов такой литературной критики служит книга Меринга "Об истории и критике прусского деспотизма и классической литературы", которая стремилась противостоять попытке присовокупить одного из самых значительных поэтов немецкого Просвещения и представить его сторонником прусского абсолютизма. Центральным постулатом "Легенды о Лессинге" была попытка изобразить автора "Натана Мудрого и Минны фон Барнхельм" не только как современника Фридриха Великого, но и как его интеллектуального собрата по оружию, чтобы придать прусскому деспотизму прогрессивную и просвещённую ауру. В нынешней России с Пушкиным и его близостью к Николаю I у нас пытаются делать то же самое. Господство “чугунного устава” представляют как главный катализатор золотого века русской литературы. Немудрено, что после этого не только в политической, но и в общественной жизни господствует у нас убеждение, что цензура не только нужна, но даже полезна.
Меринг разоблачал подобные легенды, пользуясь своим доскональным знанием фактов. Он продемонстрировал, что Лессинг не восхищался прусским королём и не считал его интеллектуальным товарищем по оружию, а ненавидел его и восставал против феодального общественного порядка. Он представил всестороннее исследование прусской истории, не оставившее камня на камне от наспех слепленного культа прусской просвещённости.
Фридрих Энгельс хвалил эту книгу в письме к Мерингу от 14 июля 1893 г., написав, что “это наилучшее из имеющихся изложений генезиса прусского государства, пожалуй, могу сказать, даже единственное хорошее, в большинстве случаев вплоть до мелких подробностей правильно раскрывающее все взаимосвязи. Можно только сожалеть, что Вы не могли одновременно охватить также всё дальнейшее развитие вплоть до Бисмарка.” (ПСС МиЭ. т. 39 ст. 84-85)
Меринг сознательно основывался на марксистском методе и даже добавил к первому изданию "Легенды о Лессинге" трактат об историческом материализме . В предисловии к этому изданию Меринг писал, что он пытался "ещё яснее сделать фундаментальное разделение между просвещённым деспотизмом и классической литературой в Германии XVIII века".
Далее он писал, что чем больше государство Фридриха выступало "как исторический продукт классовой борьбы князей и юнкеров с востока от Эльбы, тем острее наша классическая литература выступала как освободительная борьба немецкой буржуазии".
В первой главе Меринг отметил, что характер Лессинга "резко контрастирует с характером современной немецкой буржуазии". Лессинг был "самым свободным и подлинным" из интеллектуальных пионеров немецкой буржуазии.
"Честный и доблестный, с ненасытной жаждой познания, огромным презрением ко всем мирским благам, ненавистью ко всем угнетателям и любовью к угнетёным, своей непримиримой неприязнью к великим мировым вождям, готовностью бороться против всех форм несправедливости, скромной, но всё же гордой позицией в ожесточённой борьбе с бедственными социальными и политическими условиями"
— всё это составляло характер Лессинга и нашло отражение в его произведениях.
Напротив, типичными чертами современной немецкой буржуазии, продолжал Франц, были её "робость и двуличный характер, ненасытная жажда наживы, любовь к погоне за наживой и, прежде всего, к самой наживе, преклонение перед вышестоящими, попрание низших, неискоренимый византинизм, оглушительное молчание перед лицом вопиющей несправедливости и всё более тщеславное и беспомощное положение в современной социальной и политической борьбе". Нам, живущим в буржуазном обществе, отлично знакомы все качества и приметы, описываемые Мерингом.
Меринг назвал основной причиной такого положения дел предательство революции 1848 года, когда буржуазия объединилась с прусским государством против рабочего класса. Он писал, что немецкая буржуазия уже в 1848 г. сознавала, что она никогда не сможет прийти к власти по собственной инициативе. Буржуазия заявила о своей готовности "делить штыки с прусским государством". Со своей стороны, прусское государство признало, что "ему придётся немного модернизироваться". Это был компромисс, на основе которого возникла Германская империя в 1871 году.
Именно это Меринг определяет как источник легенды о Лессинге. Перед буржуазией стояла чертовски трудная задача "примирить свою нынешнюю действительность со своим идеальным прошлым, превратить эпоху нашего классического образования в эпоху Фридриха Великого". И вновь знакомые нотки современного извращения великих талантов нашего прошлого, которых сегодня стремятся поставить на службу империализму.
Другие великие немецкие мыслители и поэты, такие как Винкельман и Гердер, бежали с родины. Их нельзя было сделать своими, как у российской буржуазии никогда не получится сделать своими тех деятелей искусства конца XIX - начала XX века, которые уехали прочь из этой страны. "Единственным жертвенным агнцем, которого можно было заколоть для идеологических требований буржуазии, был Лессинг, решивший остаться жить в Пруссии. Король Фридрих, конечно, не заботился о Лессинге и плохо с ним обращался”
"Легенда о Лессинге" выдержала множество изданий и сыграла решающую роль в вооружении немецкого рабочего класса против давления культов Пруссии и Бисмарка, которые полностью приняли крупная и образованная мелкая буржуазия и которые имели значительное влияние на СДПГ, в особенности на партийных и профсоюзных бюрократов. По совету Энгельса Меринг развил темы "Легенды о Лессинге" в серии статей и книг по истории Германии.
Из-за множества полемических споров по поводу деталей и всесторонних знаний немецкой истории и литературы, которые она демонстрирует, при чтении "Легенды о Лессинге" многим придётся как следует потрудиться головой. Тем не менее, эта книга даёт ряд взглядов на исторические и политические вопросы, которые сегодня снова очень актуальны. С возвращением милитаризма и шовинизма старые, ещё царских времён культы и мифы переживают свое второе рождение. Свидетельства этому государственные СМИ ежедневно предоставляют в невероятных объемах.
Франц Меринг был не только литературным критиком и лучшим биографом Карла Маркса (именно так он был известен в Советском Союзе долгие годы), но и выдающимся историком немецкой социал-демократии, автором множества интересных статей по историческому и диалектическому материализму, а также совершил огромный вклад в развитие марксистской эстетики. Все его книги были переведены на множество языков и остаются интересными текстами, которые стоит знать каждому марксисту.
История немецкой литературы, которую Меринг неоднократно стремился завершить, была заброшена только потому, что в его жизнь вмешивались другие, более насущные задачи. Однако его очерки по литературным вопросам, составляющие два тома его собрания сочинений, представляют собой обзор немецкой литературы 18 и 19 веков.
Меринг сыграл незаменимую роль в обучении сотен тысяч рабочих основам марксизма, традициям левого движения, прусской истории и классической немецкой литературе. Тем самым Меринг сделал огромный вклад в прививание иммунитета от прусского культа милитаризма и националистических мифов, господствовавших в так называемых образованных буржуазных кругах. Это тот самый иммунитет, которого так не хватает в начале войны рабочему классу.
В 1902 году Меринг опубликовал часть литературного наследия Маркса и Энгельса, что стало новаторским шагом в изучении истории социализма. С 1906 по 1911 год он преподавал в главной партийной школе СДПГ в Берлине. Вместе с Августом Бебелем и Розой Люксембург он читал лекции своим слушателям, среди которых были и будущие коммунисты (Вильгельм Пик и Вальтер Ульбрихт), и будущие ярые враги коммунизма (Фридрих Эберт и Герман Мюллер).
Теоретическая работа Меринга не ограничивалась историческими вопросами. Он также боролся со всеми попытками подорвать марксистские основы СДПГ с помощью идеалистических концепций в области философии.
После того, как Бисмарку не удалось уничтожить СДПГ с помощью “Исключительного закона против социалистов”, который был отменён в 1890 г., правящий класс активизировал свои усилия по идеологическому укрощению партии и её интеграции в государственные институты. Неокантианство процветало в университетах. В противовес классовой борьбе оно постулировало надклассовую и надисторическую этику и стремилось увести СДПГ с опасного пути социалистической революции на безобидное стремление к постепенным реформам.
Меринг неоднократно полемизировал в Die Neue Zeit против неокантианцев. Одна из его самых выдающихся статей вышла 17 февраля 1904 года и называлась "Кант и Маркс". Он обвинял неокантианство, "стремящееся присоединить Маркса к Канту или Канта к Марксу", в том, что эти попытки скрывают под собой стремление “в очередной раз затемнить с трудом выработанное понимание своих исторических задач, достигнутое немецким рабочим классом”.
Меринг неоднократно возвращался к теме кантианства как философии “немецких мещан” (выражение Меринга), нашедшей своё продолжение у Артура Шопенгауэра. Неокантианство, объяснял он, было "по своей объективной сущности не чем иным, как попыткой разбить исторический материализм".
Его сторонники, по мнению Меринга "страдают отсутствием чувства истории, которое человек понимает, когда оно есть, но никогда не научится понимать, когда его нет".
Меринг также вступил в бой против Фридриха Ницше, имевшего значительное влияние на анархистов внутри СДПГ. Три модных философа немецкой буржуазии — Шопенгауэр, Хартман и Ницше, — писал Меринг в "Die Neue Zeit" — "укоренены всеми фибрами своего существа на различных стадиях экономического развития, на которых находится их класс за прошедшие 50 лет".
Шопенгауэр, по выражению Меринга “сохранил свою гордость философа”. Напротив, философия бессознательного Гартмана означала "полный отказ от буржуазного классового сознания, что было ценой, которую филистер должен был заплатить за милостивое покровительство прусских штыков". А Ницше был "философом крупного капитала, укрепившегося до такой степени, что может обходиться без помощи прусских штыков".
Революционно звучащая фразеология, иногда встречающаяся у Ницше, не может скрыть того факта, что "он борется с пролетарской классовой борьбой с той же возвышенной интеллектуальной позиции, что и биржевой маклер". Меринг подробно разобрал статью Ницше, в которой Ницше боролся с социализмом с помощью тех же реакционных аргументов, которые использовал реакционный историк Генрих фон Трейчке. Например, Ницше предостерегал от измерения "страданий и лишений низших слоев населения… по шкале их восприятия". Ницше уточнил: "На самом деле страдания и лишения увеличиваются вместе с культурой человека: низшие классы — самые скучные. Улучшение их условий означает увеличение их способности страдать".
Какой знакомый пафос либерального индивидуализма, который, несмотря на все заверения в обратном, на деле оказывается лишь прикрытой формой жаждущего беспощадного террора люмпена-фашиста.
Русские революции 1905 и 1917 годов стали поворотным моментом в международном социалистическом движении. В 1905 г. выдвинулось на первый план практическое значение конфликта между марксизмом и ревизионизмом, который до сих пор шёл в основном в теоретическом плане. В дебатах по поводу массовой забастовки лидеры профсоюзов и правое крыло руководства СДПГ ясно дали понять, что они будут выступать против всех массовых революционных движений рабочего класса. Розе Люксембург не разрешали появляться на профсоюзных собраниях. Меринг поспешил открыто выразить свой протест по этому поводу и предоставил для Люксембург возможность писать статьи в “Die Neue Zeit”
Меринг сразу осознал эпохальное значение революции 1905 года и с энтузиазмом приветствовал её. В стране, ранее считавшейся оплотом реакции и отсталости, рабочий класс превратился в мощную революционную силу.
1 ноября 1905 года Меринг сравнил русскую революцию в "Die Neue Zeit" с французской революцией 1789 года.
"От Великой французской революции великую русскую революцию отличает то, что ею руководит сознательный пролетариат. Слабость европейской революции 1848 года — это сила русской революции 1905 года. Её носитель — пролетариат, понявший "революцию в непрерывности", которую проповедовала в то время "Neue Rheinische Zeitung" издаваемая Марксом".
Меринг не пошел так далеко, как Троцкий, развивший свою теорию перманентной революции на основе революции 1905 года и сделавший вывод о том, что рабочий класс должен взять власть в России и превратить буржуазную революцию в революцию пролетарскую. Однако он не оставлял сомнений в том, что будущий успех революции будет зависеть от сохранения инициативы рабочим классом.
"Не в его власти перескочить этапы исторического развития и превратить царское репрессивное государство сразу в социалистическое содружество. Но он может сократить и вымостить путь своей освободительной борьбы, если он сохранит завоёванную им революционную власть и не отдаст её лживым миражам буржуазии…это и есть та самая "революция в первозданном виде", которой русский рабочий класс должен ответить на крики буржуазии о "мире во что бы то ни стало".
В дебатах о массовой забастовке Меринг безоговорочно присоединился к Розе Люксембург.
Когда СДПГ поддержала мировую войну в 1914 году и заключила “рабочее перемирие” с правящим классом, Меринг сотрудничал с Люксембург в публикации Die Internationale, издания, которое выступило против войны с революционной интернационалистской точки зрения. 1 января 1916 года 70-летний Меринг был одним из 20 делегатов, принявших участие в первом национальном съезде знаменитой коммунистической группы "Спартак".
После победы Октябрьской революции 1917 г. организационный разрыв между социал-демократическими защитниками государства и революционными коммунистами оказался неизбежен. Немецкая буржуазия развернула волну антибольшевистской истерии, нашедшую поддержку не только в СДПГ, но и у части независимых социал-демократов (НСПД). В частности, Карл Каутский публично агитировал против большевистского "терроризма". Эта полемика нашла своё выражение в работе Ленина “Пролетарская революция и ренегат Каутский” и работе Троцкого “Терроризм и коммунизм”. Меринг яростно защищал Советы от этих обвинений со стороны Каутского.
В статье "Маркс и большевики" Меринг разоблачает Каутского и цитирует Ленина. Он защищал большевиков от нелепого утверждения Каутского, что Маркс понимал под "диктатурой пролетариата" введение всеобщего избирательного права.
В июне 1918 года Меринг опубликовал в Leipziger Volkszeitung статью из четырех частей под названием "Большевики и мы". Он решительно отверг обвинение в безрассудной авантюре и противоречии основным положениям марксизма, в том, что "большевики хотят построить социалистическое общество в стране, состоящей на 90 процентов из крестьян и только на 10 процентов из промышленных рабочих".
Он писал:
"Это может быть и так, но если бы Маркс мог высказать своё мнение по этому поводу, он, вероятно, повторил бы известную фразу: "Ну, тогда я не марксист". Он никогда не видел своей задачи в том, чтобы измерять новые революции по старым формулам, но наблюдал за каждой новой революцией, чтобы увидеть, даёт ли она новые идеи, которые могли бы помочь освободительной борьбе пролетариата, мало заботясь о том, означает ли это, что та или иная формула должна быть отменена".
Хотя он был тяжело болен, в августе 1916 года Меринг был взят под стражу на четыре месяца из-за своего сопротивления войне. Он был избран в прусский государственный парламент в марте 1917 года, потому что считал своим долгом выиграть берлинский избирательный округ за Карла Либкнехта, которому не разрешили баллотироваться из-за тюремного заключения. Как член Союза Спартака, Меринг принимал активное участие в подготовке учредительного съезда Коммунистической партии Германии, который состоялся в новый 1919 год в разгар революционной борьбы в Берлине. Однако болезнь помешала Мерингу принять участие в этих событиях.
Две недели спустя он перенёс удар, узнав, что два его ближайших товарища, Роза Люксембург и Карл Либкнехт, были зверски убиты правыми фрайкоровцами с одобрения правительства СДПГ. Франц Меринг пережил Люксембург и Либкнехта всего на две недели.
Меринг неуклонно шёл по пути марксизма, на который он ступил в 1891 г., до конца. Последние слова этого поминовения можно оставить Розе Люксембург, которая писала о Меринге в день его 70-летия 27 февраля 1916 года, в самый разгар кровавой мировой бойни:
"И как только социалистический дух снова овладеет немецким пролетариатом, его первым движением будет потянуться к вашим сочинениям, плодам труда вашей жизни, ценность которых непреходяща и от которых исходит дыхание сильного и благородного миросозерцания. Сегодня, когда буржуазная интеллигенция предаёт и бросает нас стаями, чтобы вернуться в лапы правителей, мы можем смотреть, как они уходят, с презрительной улыбкой, ведь мы взяли от немецкой буржуазии лучшее, что она могла предложить по духу, таланту и характеру: Франца Меринга".
Дата публикации: 27 февраля 2023 г.