Китай стал доминировать во всей Восточной и ЮгоВосточной Азии. Это напоминает восстановление имперских традиций в регионе и за его пределами. Когда Аргентина начала жаловаться на то, что дешевый китайский импорт разрушает ее текстильную и обувную промышленность, а также начавшее возрождаться производство кож, Китай ответил, что Аргентина должна просто дать этим отраслям отмереть, сконцентрировавшись на производстве сырья и сельскохозяйственной продукции для растущего китайского рынка. Нельзя не заметить, что именно так Британия подходила к взаимоотношениям с Индией в XIX веке. Тем не менее огромные вложения в инфраструктуру Китая неизбежно повлияли на мировую экономику. Одновременно снижение роста китайской экономики в 2004 году "стало причиной колебаний на рынках сырья и финансовых рынках по всему миру. Цены на никель упали, резко спустившись с самых высоких за последние 15 лет отметок, цены на медь упали после 8-летнего максимума. Валюта стран, чья экономика зависит от сырьевого рынка — Австралия, Канада, Новая Зеландия,— тоже пострадала. Рынки азиатских стран, ориентированных на экспорт, испытывали серьезные колебания из-за опасения, что Китай может закупить меньше полупроводников в Тайване и меньше стали в Южной Корее, меньше тайской резины, вьетнамского риса и малайского олова".
В процессе накопления капитала неизбежно наступает момент, когда требуется запустить механизм вывода внутренних резервов за пределы страны. Один из возможных выходов — финансировать американский долг и поддерживать рынок китайских товаров на плаву, сохраняя привязку юаня к доллару. Китайские торговые компании давно уже активно оперируют на мировом рынке, начав расширять сферу деятельности еще с середины 1990-х годов. Китайский бизнес делает инвестиции за рубежом, чтобы закрепить свои позиции на других рынках. Китайские телевизоры собирают теперь в Венгрии, чтобы их можно было продать в Европе, а также на заводах в Северной Каролине, чтобы обеспечить продажи в США. Китайские производители автомобилей планируют начать сборку, а потом и построить завод в Малайзии. Китайские компании даже инвестируют в туризм в тихоокеанском регионе, чтобы не отстать от растущего спроса.
Самые известные китайские фирмы, такие как Lenovo, Huawei, Tsingtao, Haier и Ceely, не стали узнаваемыми брендами на Западе, однако в первую десятку китайских фирм, перечисленных журналом Fortune, входят Sinopec, China National Petroleum, Государственная электросетевая корпорация Китая, Торгово-промышленный банк Китая, China Mobile Limited, China Life Insurance, Банк Китая, Строительный банк Китая, Южнокитайская электросетевая компания и China Telecom. Все они принадлежит государству и сконцентрированы в таких отраслях, как энергетика и разнообразные услуги (банковские, телекоммуникационные и страховые);
В списке Fortune 500 за 2015 год было 98 китайских компаний и 127 американских компаний. В 2000 г. было только десять китайских компаний, а в 2010 г. их было 46, в то время как в США в 2000 г. их было 179. В 2006 г. все пять самых важных банков в мире принадлежали традиционным империалистическим державам (США, Великобритания и т. д.). Но в марте 2009 года первые три позиции уже были заняты китайскими банками, так и осталось.
Китай производит более 50% всего алюминия в мире. Это ведет к обвалу мировых цен, толкая конкурентов в кризис. Китайские избыточные мощности по переработке нефти оцениваются в 200 млн тонн, а "в 2014 году считалось, что китайские нефтеперерабатывающие заводы работают всего на две трети своих мощностей". Следовательно, "экспорт дизельного топлива подскочил на 79%" в 2015 году, а "общий чистый экспорт всех нефтепродуктов вырастет на 31% в этом году". Избыточные мощности китайских химических фирм "уничтожили прибыль японских конкурентов" в полиэфирной промышленности.
Китай является крупным экспортером капитала. Это не только крупнейший в мире производитель, но и крупнейший в мире трейдер. С 2009 года он является крупнейшим экспортером, а с 2014 года — крупнейшим торговцем в целом. Это находит свое отражение в мировых портах и судоходных сооружениях, ключевой инфраструктуре мировой торговли.
Китай фактически является одним из крупнейших в мире экспортеров капитала. "Менее чем за десятилетие китайский ПИИ превратился практически с нуля в более чем 100 миллиардов долларов в год, выведя его в тройку крупнейших экспортеров прямых инвестиций в мире". ( FT , 25.6.2015.)Большая часть капитала, экспортируемого Китаем, направляется в США, и это свидетельствует об относительном упадке США как империалистической державы, что теперь они являются нетто-импортером капитала.
Вот что The Economist пишет по вопросу об экспорте капитала: "С 1970-х годов торговля через Тихий океан намного опередила Атлантический... по одной оценке, в 2010 году Китай пообещал Латинской Америке больше кредитов, чем Всемирный банк, - Американский банк развития и Импортно-экспортный банк США вместе взятые".
Это представляет собой массовый экспорт китайского капитала. И статья продолжается: "Китай прервал инвестиции и торговлю с соседями, которые противостоят его территориальной напористости, такими как Япония, Филиппины и Вьетнам". То есть Китай использует свой экономический вес, чтобы навязать свою волю другим странам. Китай строит трубопроводы, железные и автомобильные дороги в регионе в основном для обеспечения своей экономики сырьем.
Первый подтвержденный проект АБИИ связан со стратегическими интересами Китая. Он предназначен для финансирования трех проектов "Один пояс, один путь": финансирование строительства ключевых дорог в Пакистане, Таджикистане и Казахстане. Через АБИИ и китайские государственные банки Китай планирует потратить первоначальные 46 миллиардов долларов на инвестиции в дороги и ключевой порт в Гвадаре. Проект называется Китайско-пакистанский экономический коридор, и Китай убедил пакистанское государство обеспечить безопасность этого проекта, при этом 10 000 его солдат охраняют строительство от "террористов" и тысяч крестьян, которые будут выселены со своей земли. .
The Financial Times (12.10.15) сообщила, что проект "Шелковый путь" является крупнейшим актом экономической дипломатии со времен плана Маршалла, запущенного Америкой после Второй мировой войны, и для его финансирования китайские государственные банки должны получить вливание капитала. из валютных резервов в размере 60 млрд долларов. Он простирается до Нигерии и Зимбабве, которые должны получить инвестиции в размере 5 миллиардов долларов для железных дорог, необходимых для интеграции в этот "Один пояс, один путь".
Один пояс, одна дорога Изображение Lommes Wikimedia Commons
The Financial Times заявила, что проект "Шелковый путь" является крупнейшим актом экономической дипломатии со времен плана Маршалла / Изображение: Ломмес, Wikimedia Commons
Это, пожалуй, самый яркий пример экспансионистских устремлений Китая. Крупнейшим торговым партнером Китая за пределами Азии является ЕС. Китай решил, что в его стратегических интересах развивать торговые пути вдоль сухопутного пути на Ближний Восток и в Европу. Это соединило бы страны с населением около трех миллиардов человек. Ожидается, что проект "Шелковый путь" в целом будет стоить один триллион долларов.
Китайско-пакистанский экономический коридор, согласно его планам, представляет собой мегапроект, целью которого является соединение порта Гвадар на юго-западе Пакистана с автономным районом Китая Синьцзян в качестве продолжения китайской инициативы "Шелковый путь". Предполагается, что это принесет пользу Пакистану в области транспорта, инфраструктуры, телекоммуникаций и энергетики. На самом деле это план превратить Пакистан в сателлита Китая.
Китай получит наибольшую выгоду, открыв торговые пути для Западного Китая и предоставив Китаю прямой доступ к богатому ресурсами региону Ближнего Востока через Аравийское море в обход более длинных логистических маршрутов, которые в настоящее время проходят через Малаккский пролив. Он будет включать строительство автомагистралей, железных дорог, газо- и нефтепроводов, соединяющих Китай с Ближним Востоком. Доля Китая в Гвадаре также позволит ему расширить свое влияние в Индийском океане, жизненно важном маршруте транспортировки нефти между Атлантикой и Тихим океаном.
Эти факты ясно показывают, что этот проект в основном разработан китайской элитой для обслуживания геополитических и стратегических интересов китайского государства. Против этого проекта выступает американский империализм, а также значительная часть белуджских националистов. Это не приносит никакой пользы жителям Гвадара, живущим и работающим в отчаянных условиях. Наоборот, их лишают прав в этом районе. Есть возмущение и у Синда, и у других национальностей, через которые не прошел этот "коридор".
Торговля Китая с Центральной Азией к 2013 году уже достигла 50 миллиардов долларов, вытеснив Россию в качестве торгового партнера номер один в регионе (увеличение в 50 раз по сравнению с 1 миллиардом долларов в 2000 году). Китай уже завоевал этот регион экономически и находится в процессе этого политически. The Financial Times цитирует ведущего европейского экономиста, который сказал, что "они [Китай] проявляют все большую активность во всех секторах [Центральной Азии], и вы просто не можете представить, чтобы западный капитал или российский капитал заняли их место". Далее в той же статье:
"В Казахстане китайские компании владеют от одной пятой до одной четверти добычи нефти в стране — примерно столько же, сколько и национальная нефтяная компания. В Туркменистане [на Китай приходится] 61% экспорта в прошлом году… заместитель министра финансов Таджикистана в прошлом году сообщил FT, что Пекин инвестирует в Таджикистан 6 миллиардов долларов в течение следующих трех лет — цифра, эквивалентная двум третям годового ВВП страны. ”
Затем в статье цитируется классическое империалистическое высказывание Лю Ячжоу, генерала Народно-освободительной армии, который назвал Среднюю Азию "богатым куском пирога, подаренным сегодняшнему китайскому народу небесами". ( Financial Times , 14.10.15.)
Си Цзиньпин стремится создать новый экономический пояс между Китаем и миром через Казахстан. Основная трудность, связанная с Центральной Азией, заключается в том, что она всегда была сферой влияния России, и Путин намерен восстановить власть России. Это отчасти объясняет сделку, заключенную между Россией и Китаем, посредством которой Путин попытался обойти санкции, введенные Западом после захвата Россией Крыма.
В отношении Китая бытуют сомнения по поводу его причастности к империалистическим державам, смущает несколько колониальный характер экономики, часто Китай представляют как страну с дешевой рабочей силой, куда стекается иностранный (Западный) капитал.
Это правда, что в Китае присутствует значительное количество многонациональных корпораций из других стран. Около 450 из 500 крупнейших компаний мира работают в Китае.
В течение последних двух лет Китай был крупнейшим в мире рынком для автомобилей BMW, и массовый рост спроса на автомобили означает, что Шанхайский совет может даже продавать с аукциона новые автомобильные номерные знаки.
В последние годы Китай стал производственным центром мира. В прошлом году мировая торговля выросла на 5%, но 60% этого роста пришлось на долю Китая. Несмотря на призывы ввести протекционистские меры против китайского экспорта, они продолжают расти, потому что большой процент (около 60%) приходится на продукцию, произведенную в Китае американскими, европейскими, японскими, тайваньскими и корейскими компаниями для экспорта обратно на свои внутренние рынки! Так, недавняя попытка Евросоюза ограничить импорт "китайских" текстильных товаров вызвала протест правительств нескольких стран-членов (Нидерланды, Бельгия, Дания) и ряда транснациональных корпораций, таких как Zara и Benetton, потому что их осенняя - Зимние сборы были заблокированы на границах… Дело в том, что 470 из 500 крупнейших транснациональных корпораций работают в Китае.
Но в Китае есть и свои корпорации, и их поддерживает государство. Многие из них принадлежат государству, и контролируемые государством банки предоставляют им ссуды и капитал. Более того, наличие иностранных монополий в Китае само по себе не доказывает, что это "зависимая нация".
Вывоз капитала регулярно происходит между передовыми капиталистическими (империалистическими) странами. Это нормальная черта капитализма на стадии империализма. Случай с Британией — очень яркий пример этого процесса. Бывшая "мастерская мира" за последнее столетие находилась в длительном упадке. Этот спад достиг точки, когда британская обрабатывающая промышленность практически прекратила свое существование. Почти вся промышленность Англии теперь принадлежит иностранным капиталистам — не только американским, немецким и японским, но также китайским и индийским. Означает ли это, что Соединенное Королевство является "зависимой страной"? Конечно, это не так. Еще меньше Китай может быть отнесен к этой категории.
Кроме того, уровень дохода в Китае в последнее время вырос до среднего.
Многосторонние агентства, такие как МВФ и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), делят страны на "низкие", "средние" и "высокие". Разделительные линии измеряются годовым доходом на душу населения, выраженным в долларах США. Низкий доход от нуля до 7000 долларов в год. Средний доход составляет 7 000–17 000 долларов в год. Высокий доход выше 17 000 долларов в год.
Сегодня в Китае около 8800 долларов на человека; недалеко от центра среднего достатка. Для сравнения, в США этот показатель составляет около 60 000 долларов на человека, а в Швейцарии — около 80 000 долларов на человека. Но для экономики Китая возможно в этом есть заметный минус. Есть мнение, что Китай попал в так называемую ловушку среднего дохода. Согласно этой концепции, страна, потеряла свое конкурентное преимущество в экспорте промышленных товаров из-за роста заработной платы, но не может идти в ногу с более развитыми экономиками на рынке с высокой добавленной стоимостью. Данная ситуация может напрямую повлиять на вывоз капитала.
Так может ли экономически отсталая страна находиться в зависимости от империализма и в то же время играть роль империалистического государства? На первый взгляд это может показаться логическим противоречием. Но диалектика учит нас тому, что в жизни и в обществе бывают всевозможные противоречия. И то, что кажется противоречием с точки зрения формальной логики, на самом деле становится реальностью.
Материалистический анализ должен исходить из фактов. И диалектический материализм исходит из того, что вещи меняются, а вещи превращаются в свои противоположности. Ленин имел здесь дело с переходными формами , встречающимися во всех сферах природы и общества. Когда он говорит о полуколониальных государствах, он не считает их статичными и фиксированными на все времена. Он смотрит на них в процессе изменения. Он определяет Португалию как независимое суверенное государство с империей, правящей миллионами колониальных рабов, и, следовательно, империалистическую державу. Но в то же время он говорит, что Португалия, отсталая полуфеодальная страна, более 200 лет находилась под британским "протекторатом", т. е. под господством английского империализма.
Царская Россия в экономическом отношении была крайне отсталой. Несмотря на значительное развитие промышленности в городах западной части, большая часть страны носила полуфеодальный характер. И все же, несмотря на ее полуколониальные и полуфеодальные черты, зависимость от иностранного капитала, Ленин включил Россию в число пяти важнейших империалистических стран. Добавим, что царская Россия никогда не вывозила ни копейки капитала. Ленин называет ее "наиболее отсталой в экономическом отношении страной, где современный капиталистический империализм опутан тесной сетью докапиталистических отношений".
Царский империализм был больше похож на античный: основанный на захвате чужих территорий (очевидный пример - Польша) и территориальной экспансии (завоевание Кавказа и Средней Азии). Царская Россия, по выражению Ленина, была настоящей тюрьмой народов, которых она покоряла, порабощала и грабила. Однако сама Россия финансово зависела от Франции и других империалистических государств. В этот список Ленин включал также Венгрию, Италию, Японию.
В заключении исходя из вышеперечисленных признаков, можно сделать смелый вывод о том, что Китай хоть и сам во многом является экономической колонией для развитых стран мира, но в тоже время находится в взаимозависимой порочной системе, в которой национальная буржуазия международных держав эксплуатирует пролетариат друг друга, одновременно не переставая выпивать все соки из пролетариата соседних стран, находящихся в сфере их экономических интересов.
Дата публикации: 6 февраля 2023 г.