События в Бразилии в последнее время приковывали к себе пристальное внимание, как никак, за пост президента боролись два диаметрально противоположных по идеям кандидата: Луис Инасиу Лула да Силва от Партии трудящихся и Жаир Болсонару известный своими ультраправыми замашками. Опустим подробности выборов – победил кандидат от Партии трудящихся с соотношением голосов 50,83 / 49,17. Но что же дальше? Дальше события приняли весьма закономерный оборот – сторонники Болсонару попытались использовать реакционно настроенное население, в том числе часть армии и полиции, для того чтобы устроить переворот, избивая активистов и сторонников Партии трудящихся, призывая к протесту, перекрытию трасс, АЗС и прочее, и прочее. Самым же пиковым событием, прогремевшем в новом году, стал штурм правительственных зданий - Конгресса, Верховного суда и президентского дворца. Несмотря на видимую массовую поддержку, как только удалось вернуть контроль над полицией и армией, протест реакционеров оказался обреченным на провал. Из всей бури событий легко потерять два наиболее любопытных: первое - это пассивная защита новоиспеченного президента, волей случая усидевшего на своем посту; и второе - наиболее интересное - действие корпораций, которым принадлежат социальные сети. Пойдем по порядку.
Левых часто обвиняют в излишней радикальности как для взятия власти, так и для её защиты, но, как уже писала в своей статье Милитант, на признание такого рода радикализма нас наталкивает сама буржуазия, не желающая отдавать и пяди земли. Выборы в Бразилии по-новому показали, как даже «демократически свергнутая» буржуазия цепляется за все возможные и невозможные шансы удержаться у власти и как в этом ей помогают особые отряды вооруженных людей в виде армии и полиции. И именно для защиты от переворотов социалисты обязаны с первых дней браться за вооружение рабочих отрядов, а не надеяться на полицию, которая еще вчера была обеими руками за фашизм Болсонару. Лула смог при помощи ультиматума вернуть контроль над страной и в этом ему несказанно повезло. Надолго ли сможет сохраняться подобный паритет при социал-демократической политике новоиспечённого президента – вопрос времени.
Второе, что важно отметить, то как популярные Facebook, TikTok и Telegram непосредственно помогали в продвижении контента протестующих, которые открыто призывали к перевороту. Либералы очень любят попрекать марксистов и критиковать российскую власть тем, что образцовая Западная демократия дает то самое право на свободу слова, которого так не хватает деформированному капитализму России. Протесты же в Бразилии показали, что свобода слова есть там, где капиталисты не ищут наживы и выгоды, но стоит хоть на полшага зайти на территорию интересов крупных компаний, как пресловутая свобода слова тает в воздухе словно мираж. О своих мотивах корпоративные акулы вряд ли расскажут из своих закрытых кабинетов, но опубликованный отчет под названием Stop the Steal 2.0: How Meta and TikTok Are Promoting a Coup, где, например, говорится, что «ультраправые экстремисты, которые открыто агитируют за военный переворот, свободно действуют на платформах Meta, и Meta не только позволяет им распространять свое сообщение и вербовать новых членов, но и алгоритмы платформы отдают приоритет антидемократическим группам, учетным записям и постам», говорит о том, что такой интерес непременно присутствует. В пользу этого также говорит и тот факт, что организация SumOfUs целый месяц предупреждала о попытке государственного переворота, но ответ в виде удаления контента протестующих и осуждения их действий последовал только после провала самого переворота. Свобода слова для своих, не иначе.
Несмотря на то, что Лула смог вернуть контроль над страной и начать своеобразную чистку, у Болсонару остается поддержка среди реакционной части населения в том числе в части полиции и армии, они ведь никуда не делись, поэтому ставить на конфликте точку еще рано. Нам же остается наблюдать, делать выводы и учиться на опыте бразильской социал-демократии.
Дата публикации: 12 января 2023 г.