О методах забастовки в "Самокате”

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ TELEGRAM: t.me/Militant_swp

Как мы недавно узнали, в Барнауле прошла забастовка курьеров. Вызвана была она, как это обычно бывает, целым комплексом условий. Выделим основные.

Мы одна команда?

union

Условия труда

Курьеры де-юре по приходу на смену должны быть обеспечены рабочей формой, рассчитанной на местную погоду, транспортом, исправным и готовым к работе, а также телефоном на базе Андроида, за неимением такого у себя в кармане. В случае получения травм во время доставки курьеру обязаны оплатить больничный лист, а в некоторых случаях и полную стоимость лечения. Каждый курьер имеет перспективы роста аж до генерального директора! Де-факто дело обстоит немного иначе. Рабочая форма, выдаваемая на складах, изнашивается молниеносно по простой причине: каждую конкретную куртку носить может любой курьер, успевший ее взять; ремонтом, пошивом и восстановлением одежды никто и не думал заниматься, из-за чего носить ее невозможно: рваные карманы не дадут положить необходимый для работы телефон, а ломаный замок не позволит застегнуться в -20. Из-за этого курьеры, не успевшие ухватить те, обыкновенно две-три, целые куртки, либо мерзнут, либо нарушают правила компании, доставляя заказы в своей одежде, что может привести к перманентному увольнению при попадании под горячую руку руководителя территории или супервайзера. Транспорт, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Не вдаваясь в технические подробности, можно уверенно утверждать, что велосипеды, предоставляемые курьерам, даже в идеальном состоянии не рассчитаны ни на доставку грузов, ни на работу в российском климате. Максимальный допустимый вес нагрузки на 90-95% велосипедов в Самокате по техническим паспортам этих самых велосипедов - 90 килограмм. Однако велосипеда в идеальном состоянии мы при всем желании не обнаружим нигде. Поломки, характерные для такого вида работы, возникают на второй-третий день после ремонта, что заставляет курьеров ездить на неисправном транспорте.

Отсутствие тормозов, чреватое летальными исходами не только для курьера, но и для прохожих (особенно в возрасте до 12 лет), сидушки, зафиксированные холодной сваркой и травмирующие коленные суставы или позвоночник каждого курьера, ломаные в конце концов передачи, не позволяющие гонцу разогнаться хоть сколько-нибудь приемлемо для заявленной 15-минутной доставки. В итоге курьер обязан кататься на велосипеде с одной либо сразу несколькими такими неисправностями, ибо в противном случае показатель его эффективности (кол-во заказов, доставленных в среднем за один час работы, а также кол-во опозданий на один заказ) упадет ниже 2-х, и директор склада легким взмахом руки отправит такого курьера домой, или даже снимет все его предстоящие смены. Впрочем, об этом мы еще упомянем. И это мы с вами затронули только самое заметное, так сказать, мазнули по поверхности, касательно одной только темы транспорта. Про телефон, выдаваемый работнику, много говорить не придется - его просто не выдают. Если где-то затерялся ненужный Андроид, его может и выдадут, но обыкновенно еще в офисе компании* предъявляют требование при приеме на работу. Нет телефона - иди домой. С травмами на производстве, во-первых, полный порядок, а во-вторых, все устроено в лучших традициях современности. Если курьер получил травму, скажем, упав с велосипеда, по собственной ли глупости или при попытке не отправить на тот свет чьих-нибудь ребенка или собаку, он вернется на склад и добросовестно доложит директору о произошедшем. Только выплаты и больничный он получит только в том случае, если задокументирует все, что с ним произошло. В лучшем случае - в травмпункте. В реальном - только при участии полиции. В худшем случае, вдобавок необходимо будет привлекать трудовую инспекцию, на что способен, право, только каждый пятидесятый курьер. Обыкновенно, от травм курьера просто открещиваются, мол, упал по дороге домой, в нерабочее время, значит и ни больничный ни выплаты курьеру не полагаются. И попробуй на другой день уронить свою нагрузку (кол-во заказов, доставленных в среднем за один час работы) - последствия будут уже известные. Естественно, вкупе с состоянием транспорта в компании, травмы случаются практически каждую неделю. Только на опыте вашего покорного слуги, работавшего чуть меньше года координатором велосервиса Поволжья и полгода до того курьером, насчитывается порядка пятидесяти таких случаев, из которых только три стали общеизвестными, что побудило Самокат соблюсти все писаные правила по отношению к этим трем курьерам. Один ушел со смены с переломом челюсти в травмпункт, второй - на скорой в ближайшую больницу, после чего перенес операцию по удалению яичка, а третий, к моей глубочайшей скорби, отправился со смены прямиком в морг. Стоит отдельно отметить, что ни одно лицо не понесло даже формальной ответственности за произошедшее во всех трех, казалось бы показательных, случаях.

Разбирать пункт с этой откровенно циничной насмешкой о перспективах карьерного роста, ваш покорный слуга не станет.

Разобравшись с заявленным положением дел и, напротив, реальным положением дел по одним вопросам, стоит перейти к другим, обыкновенно не освещаемыми публично.

Офис компании

Как нетрудно догадаться, никто не устраивает курьеров по трудовому договору, так сказать, "по-белому". Вместо привычного нам трудоустройства, в Самокате, как и еще в огромном количестве известных нам компаний, курьеры перво-наперво оформляются как самозанятые, после чего заключают договор об оказании услуг (прошу уделить этой формулировке особое внимание) с фирмой-прокладкой, представляющей из себя, в лучшем случае, чахлый кабинетик со столом, ноутбуком и менеджером. Некоторые фирмы-прокладки и вовсе не имеют офисов и заключают такие договоры с курьерами дистанционно. Такая постановка вопроса в трудоустройстве позволяет избавиться от любого курьера по любому поводу в любое время абсолютно безболезненно для компании. Скажем, если он уделил пять минут чтению намаза или не сошелся с директором склада во мнении по самым разным вопросам. Кроме прочего, такая форма трудоустройства никогда не попадет в трудовую книгу, а следовательно в рабочий стаж, на который между делом опирается будущая пенсия, и без того мизерная.

Называется это великолепие красивым словом "аутсорс".

Оплата труда

Средняя ставка для курьера в Самокате - 160 рублей в час. Штрафы официально не предусмотрены, но директор таки может вычесть час-другой из табеля курьера еще до отправки данных в бухгалтерию за то, что сам посчитает нужным. Предположим, что курьер оказался везунчиком и ни на один такой штраф не попал. Отработав шестнадцатичасовую смену (с восьми утра до полуночи) в вышеописанных условиях, он получит 2560 рублей. Приблизительно 40 тысяч рублей в месяц курьер будет получать при отработке четырех таких смен в неделю на постоянной основе. 50 тысяч - при отработке пяти таких смен в неделю. Перехватиться и поесть по дороге с заказа на чаевые вполне реально и потому мы не будем включать эти расходы в описание проблем.

Не будем забывать, что основная масса курьеров - пресловутые студенты, получающие высшее и среднее образование. Как при такой нагрузке жить хоть сколько-нибудь полноценной жизнью, остается загадкой и по сей день. Упомянем и нервное напряжение, свойственное для работы с людьми, и зададимся вопросом о моральном ущербе, который курьеры несут ежедневно в количестве от 15 до 25 тысяч человек в зависимости от сезона.

Теперь мы можем начать рассуждать о методах и способах проведения забастовок. Обращаю ваше пристальное внимание на самоорганизацию курьеров и их высказывания.

И кто же рекордсмен?

Первым делом, мы должны понимать, что последней каплей терпения рабочих коллективов обыкновенно являются условия динамические. То есть резкое падение оплаты труда, не менее резкий рост нагрузки или быстрое ухудшение условий труда. Чем плавнее происходят эти процессы, тем лучше для крупной и средней буржуазии, извлекающей прибыль из труда рабочей массы. В Барнаульском случае мы имеем дело с ростом нагрузки, именно он и породил волну возмущения, пусть и слабо, но организовавшего рабочую массу. Работать придется не с пустой почвой, напротив, градус недовольства в этой компании разительно часто близок к критическому. Одна только московская забастовка чего стоит, правда, по какой-то волшебной причине, широкого освещения в СМИ она не получила. Галопом по Европам, личный состав нескольких московских складов синхронно не вышел на работу всем штатом, что заставило компанию потерять ощутимую часть прибыли и прислушаться к мнению и требованиям забастовщиков. Однако, требования их включали в себя только замену плохих директоров хорошими, на что Самокат с радостью пошел.

Но пойдем по порядку.

1. Формирование требований.

Поскольку большинство протестов оканчиваются ничем по причине отсутствия позитивной программы, необходимо четко сформулировать эту самую программу. Автору видится эффективным такой список требований: - учреждение в каждом городе рабочих комитетов, состоящих из курьеров со стажем работы в этой должности от трех месяцев, наделенный правом большинством голосов отменять те или иные организационные решения местного высшего руководства, как увольнения, изменение размера оплаты труда, изменение целевой нагрузки в городе, замена или увольнение директоров, курьеров и товароведов, а также изменение норм расчета количества курьеров на смене; наделенный также правом принимать решения о начале забастовок; - обеспечение повышения работоспособности рабочего транспорта путем оптимизации работы и/или увеличения расходов велосервиса; - обеспечение всех складов рабочей формой хорошего, с точки зрения рабочего комитета, состояния, из расчета максимального кол-ва курьеров на каждом складе; - повышение часовой ставки до 250 руб/час; - прочие требования личного состава.

2. Работа с курьерами

Ввиду относительно высокой текучки кадров, проводить поголовную агитацию будет крайне затруднительно. В то же время, буквально на каждом складе есть "костяк", выполняющий основной объем работы. Вербовка "костяка", то есть присодинение его к организованной части массы, - главная цель агитаторов на местах. В сущности, для этой самой организованной части предусмотрено два действия - согласованный невыход на работу в определенный срок и выражение коллективных требований любыми доступными способами. (Требует обсуждения) Костяку курьеров необходимо рекомендовать заключить договор с аутсорсом от другого лица на случай провала забастовки. Ее успех - выполнение требований компании в течение десяти дней.

3. Работа с мастерами

Поскольку ремонт велосипедов в каждом отдельно взятом городе ведет пара веломехаников (в крупных городах - до четырех механиков, в Москве - более 10 механиков), огромная доля условияй труда в городе лежит, в сущности, в четырех руках. Присоединив к забастовке механиков, мы можем лишить корпорацию базиса работы (читай эксплуатации). Найти механика будучи курьером очень нетрудно. Завербовать - совсем немного сложнее, для этого потребуется гарантия от организации бастующих об обеспечении механика работой после забастовки при любом ее исходе. И, естественно, тонкая личная работа. В случае присоединения к забастовке веломастеров, менеджмент компании не сможет ни обеспечить предъявленные требования, ни задействовать в полной мере штрейхбрехеров.

4. Подготовка "резерва"

Для нас не секрет, что при любой забастовке первое и главное желание буржуа - во что бы то ни стало возобновить производство, приносящее ему/им прибыль. Это приводит их к судорожному набору штрейбрехеров. Мы просто обязаны предусмотреть этот вопрос и в момент широкого набора новой рабочей силы наполнить штат, армию штрейхбрехеров, второй волной забастовщиков, точно также отказывающейся выходить на работу до полного выполнения требований курьеров. Здесь нам поможет обратная сторона аутсорса как метода. Один и тот же человек может в плоскости компании являться одновременно неограниченным количеством курьеров, для чего ему необходимо всего лишь подписать договор об оказании услуг от лица другого человека, согласившегося дать копии своих документов для передачи их в офис аутсорса. Курьеры таким образом любят выходить из черного списка и работать под дркгим именем на другом, обыкновенно соседнем, складе. Отдельное внимание мы должны уделить подготовке "стачколомов" со стороны велосервиса. Заранее должна быть подготовлена легенда под члена организованной массы, якобы желающего стать веломехаником, имеющего трехлетний опыт работы в велоремонтной мастерской, обладающего личным авто и не имеющим гнусной, по мнению буржуазии, истории. В ответственный момент, обязательно после подписания договора найма, он также отказывается в полной мере выполнять свои рабочие обязанности. Что интересно, механики могут ограничиться итальянской забастовкой.

5. День Х

Когда рабочая масса подготовлена, механики ждут сигнала, а требования окончательно сформулированы и согласованы, организация забастовщиков выбирает дату начала* акции и рассылает требования всему руководству по всем доступным каналам в одностороннем порядке через час после начала забастовки. Бастует первая волна. Телефоны выключены, на смену никто не выходит. Ответный канал для подачи информации руководством должен быть только один, он и должен быть указан в рассылке требований. Это исключит возможность дезинформации и дезорганизации забастовщиков. Выходить на смену курьерам и на работу веломастерам можно только после официального обращения от генерального и операционных директоров о полном выполнении изложенных требований с четким указанием сроков их выполнения. Возможно, ожидание такого обращения займет несколько дней. В процессе ожидания необходима каждодневная работа с забастовщиками. Подготовленная организацией и пришедшая на помощь буржуазии армия штрейхбрехеров также выключает телефоны и не выходит на смены в рабочие дни. Бастует вторая волна. Создавшиеся из-за забастовки невыносимые условия труда для охранителей заставят их либо брать выходные, либо присоединиться к акции, что в данной плоскости носит примерно одинаковый эффект. После недели забастовки даже охранители не выдержат еще более усугубившихся условий труда ввиду кратно возросшей нагрузки. Бастует третья, малочисленная волна. Дата начала акции, наиболее желательно, должна совпадать с началом сессии в университетах, особенно желательно - зимней. В таком случае панический набор новых курьеров привлечет наибольшее число подготовленных псевдоштрейхбрехеров.

6. Информационное обеспечение

Чем шире будет освещена такая забастовка, тем больше, во-первых, вероятность выполнения её требований, и более допустимой, во-вторых, становится мысль о подобных акциях среди других групп рабочей массы в других компаниях, предприятиях. Вопрос о том, какие ресурсы для освещения необходимо привлекать, вполне очевиден, чтобы освещать его здесь дополнительно.

Владимир Т.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ TELEGRAM: t.me/Militant_swp

Дата публикации: 28 ноября 2022 г.