Можно было бы в принципе не уделять внимания этому блогеру и его измышлениям по какому бы то ни было вопросу, но, к сожалению, дело идет не о личности самого Сёмина, а той позиции, которую он регулярно стремится продвигать, но за язык Константина никто не тянул.
15 % от всех пользователей интернета в России регулярно пользуются Ютубом. Внутри этой цифры политический интернет-контента занимает лишь 8% пользователей. Сёмин, по его собственному мнению, ведет активную пропаганду чистого марксизма. Причем марксизма сугубо интеллигентского, марксизма, который не требует участия в политических организациях, не требует практики, такого марксизма, который ведет по дороге развлечений на Ютубе.
Центральный тезис Сёмина состоит в том, что позиция Троцкого по "безусловной защите СССР" "один к одному" повторяет рассуждения сегодняшних социал-шовинистов: "сначала защитим, а потом поменяем систему". И далее ниже он пишет: "Казалось бы, парадокс? Сегодняшние охранители – троцкисты? Если не разобраться, возможно. Если разобраться вы обнаружите закономерную вещь: в эпоху империализма капиталисты защищают капиталистическое отечество, социалисты – социалистическое (какое бы ни было)".
Опуская здесь антисемитский юмор, который обнаруживает низкий интеллектуальный уровень спикера, мы обратимся к содержательной части. Сёмин сам запутался в том, что хотел сказать в этой ситуации и кто на этот раз оказался троцкистом. Именно поэтому стоит еще раз осветить более детально конкретную позицию социалистов по отношению к войне – войне старой и войне современной.
Марксизм совершенно далек от либерального подхода к войне как столкновению агрессора и жертвы. Основная черта развешивания подобных ярлыков состоит в полном игнорировании материальных предпосылок той или иной войны. Тот, кто в дни долгого мира отказывался признавать классы и классовую борьбу, тот вряд ли усвоит эту азбучную истину в начале войны, когда буржуазия обрушивает на головы людей шквал пропагандистских бомб различных степеней шовинизма. Либеральный пацифизм смело стоит в позиции однозначного противника войны, но, не принимая главную пружину эволюции общественных форм – классовую борьбу, он вынужден прибегать к выставлению дополнительных ярлыков и критериев, исходя из своей позиции сноба-одиночки. В зависимости от того, какому из критериев "эксперт" отдает предпочтение, он оценивает одну и туже войну разными способами. Так, для пацифиста несомненное зло – тот, кто первым ввязался в драку. Пацифизм вообще исходит из веры в существование специальных средств предотвращения войны, вроде международных организаций по типу ООН, ОБСЕ и прочих. Революции, как способа уничтожения системы империализма, не существует здесь только потому, что пацифист никогда не признает классовую борьбу во всех ее формах.
Для шовиниста отношение к войне определяется прежде всего вопросами "защиты отечества". Шовинизм ставит во главу угла национальное выживание как главный аргумент против любых форм противодействия политике империализма. Не признавая необходимость свержения буржуазного государства даже в мирное время, шовинист не видит ни одного основания для того, чтобы выступать против него в военное время. Отдельным лагерем стоят здесь социал-шовинисты всех мастей, которые годами вели работу по идейному и организационному разоружению рабочего класса перед господствующим во всех явлениях жизни при капитализме. Если партия отказывается от диктатуры пролетариата в годы экономического кризиса ради спасения нации, то в годы войны она откажется и от классовой борьбы. "Защита Родины и патриотизм" превращены ныне империалистической буржуазией в цепи и кандалы рабочего класса, освободиться от которых ему удастся непростыми усилиями.
Не признавая необходимость свержения буржуазного государства даже в мирное время, шовинист не видит ни одного основания для того, чтобы выступать против него в военное время.
Для марксистов нет необходимости в дополнительном маркировании сторон участников войны. И либеральный пацифизм, и социал-шовинизм марксист видит как формы проявления враждующих сил в классовом обществе. Наконец, саму войну марксист признает не внезапным бедствием или "битвой народа за свое выживание", а лишь одним из способов продолжения капиталистической реальности. Немецкий офицер Клаузевиц однажды написал, что "война есть ничто иное, как продолжение политики, с привлечением иных средств". Спустя 100 лет Ленин, рассуждая о причинах империалистической войны 1914-1918 годов, говорил:
Война не есть противоречие основам частной собственности, а прямое и неизбежное развитие этих основ. При капитализме невозможен равномерный рост экономического развития отдельных хозяйств и отдельных государств. При капитализме невозможны иные средства восстановления, время от времени, нарушенного равновесия, как кризисы в промышленности, войны в политике.
Общество основанное на частной собственности, общество миллиардов наемных рабов и кучки конкурирующих между собой капиталистов несет в себе неизбежность столкновения между ними. Одной из форм такого столкновения живых сил внутри классового общества и является война.
Стандартным средством ведения войны при капитализме уже давно стало созданное им самим в борьбе с феодальной раздробленностью национальное государство. Но, едва успев сложиться во многих странах, оно уже сразу стало гигантским тормозом экономического и культурного развития. Противоречие между ростом производительных сил и ограниченностью национальных границ в сочетании с основным противоречием между производительными силами и частной собственностью на средства производства образуют кризис капитализма как мировой системы. Государство стремится задушить это выливающееся в борьбу классов противоречие и является потому орудием в руках господствующего класса.
Если бы сегодня мы могли снести буржуазное государство и национальные границы, то это, несомненно, привело бы к бешеному росту производительных сил даже при капитализме в течение известного периода. Проблема состоит, однако, в том, что в рамках капитализма это можно сделать только с помощью империалистической войны, которая, в свою очередь, ведет к огромным разрушениям самих производительных сил и гибели миллионов рабочих. Уничтожив частную собственность на средства производства, производительные силы даже в рамках одной страны позволили бы ей достигнуть невероятных экономических успехов. Но только уничтожение частной собственности вместе с барьерами между нациями способно создать условия для нового общества – социалистического. И потому для нас защита национального государства есть реакционная и контрреволюционная работа. Национальные границы с паспортами, денежной системой, таможней, армией и т.д. стали чудовищными помехами в развитии культуры современного общества. Конечная же задача пролетариата состоит не в спасении национального государства, пусть даже оно именуется федерацией, а в его полной и окончательной ликвидации.
Проблема для защитников национального суверенитета состоит, однако, в том, что нынешний дом не пригоден для жизни, он годится только лишь для умирания.
Если бы нынешнее государство представляло собой прогрессивный фактор, то его надо было защитить независимо от политической формы и уж тем более вне зависимо от того, кто первым начал войну. Полными дураками оказываются те, кто пытается смешивать мораль с исторической функцией той или иной системы. Дом, в котором начался пожар, должен быть спасен жителями от огня вне зависимости от того, загорелся ли он, как это часто бывает в коммунальном хозяйстве современной России, от замыкания старой проводки или он подожжен сошедшим с ума владельцем. Проблема для защитников национального суверенитета состоит, однако, в том, что нынешний дом не пригоден для жизни, он годится только лишь для умирания. Здание российского государства, как и государства украинского, и всякого иного государства на земле, сегодня полностью исключает любую возможность прогрессивного развития этих стран. Именно поэтому позиция марксизма в своей борьбе против капитализма исходит из необходимости полного разрыва с национальным государством. Только сбросив с себя оковы националистического дурмана, этого наркотика для обнищавших масс и поняв исторически-реакционную роль империалистического государства, пролетарский авангард может стать неуязвим для всех видов патриотизма – этого опаснейшего оружия из арсенала пропаганды капиталистов. Действительный разрыв с идеологией и политикой "защиты Родины" возможен только под углом зрения пролетарской революции.
Рабочий класс не относится к своей нации безразлично. Напротив, именно потому, что история поручает ему взять в свои руки ее судьбу, он отказывается доверить дело свободы и независимости империалистам, которые всегда спасают тот или иной народ только за тем, чтобы завтра же подвергнуть его бесчисленным издевательствам, грабежу, насилию, обману и новой войне во имя своих эксплуататорских интересов. Этого никогда не поймут патриотически настроенные помощники национальной буржуазии.
Октябрьская революция создала совершенно иную, неизвестную в начале империалистической войны ситуацию. Ситуацию противостояния мира империализма и Советской республики. Октябрьская революция, которая в этом году отметила свое 105-летие, заложила социальные основы нового общества посредством национализации крупной промышленности, установления планового начала в хозяйстве и постановки под контроль всей внешней торговли. В короткой перспективе эти меры позволили сформировать базис рабочего государства.
Существенными признаками капитализма, как известно, выступают: 1) всеобщий характер товарного производства и 2) принятие трудом товарной формы, т.е. повсеместное существование рабочей силы. (ПСС В.И.Ленина т.1 ст. 458) Советское государство добилось значительных успехов в преодолении как первого, так и второго признака, но так ни разу и не смогло избавится от них полностью. Именно поэтому говорить о социализме в СССР и аналогичных ему странах не приходится. Мы характеризуем Советский Союз как переходное общество от капитализма к социализму, а политический режим на фундаменте завоеваний Октября как деформированное рабочее государство. Почему же так? Потому что режим диктатуры пролетариата в результате сложных процессов бюрократизации оказался чудовищной карикатурой на социализм. Мы далеки, однако, от абстрактно моральных категорий и рассматриваем деформированное рабочее государство как живой и развивающийся пролетарский организм, который как и всё несёт в себе двойственную, диалектическую природу. С одной стороны Советский Союз – это несомненный экономический успех и пример развития производительных сил, которые и должны были бы вывести рабочий класс на путь уже от социализма к коммунизму. С другой – тоже самое государство вынуждено нести на себе функции распределителя недостаточных благ, функцию охранника неравенства. Ленин в своей замечательной книге "Государство и революция" заметил по этому поводу, что государство
даже на первой фазе коммунизма (которую обычно зовут социализмом) отменяет "буржуазное право" не полностью, а лишь отчасти, лишь в меру уже достигнутого экономического переворота, т. е. лишь по отношению к средствам производства. "Буржуазное право" признает их частной собственностью отдельных лиц. Социализм делает их общей собственностью. Постольку - и лишь постольку - "буржуазное право" отпадает.
Проще говоря, чем меньше благ, тем больше бюрократов. Магазин, в котором каждый товар на полке может быть восполнен без специальных на то экономических усилий, может позволить себе отдавать вещи бесплатно. В обществе, где стимул к труду – добыча денег на выживание наемного раба или в обществе, где невозможно предоставить всем равный доступ к общественным благам вынуждено прибегать к средствам контроля потребления и распределения благ, т.е. к деньгам.
Если же деньги по той или иной причине утрачивают свою способность быть регулятором распределения благ, то государство, как правило, прибегает к нормированию иным путем, например, по карточкам. В ситуации, когда в одном магазине начинает с регулярностью не хватать товаров – образуется очередь. Люди стремятся как можно раньше схватить товар и готовы терпеливо подождать. Любая очередь, как свидетельствует ваша районная поликлиника, – это скандалы и ссоры. Но, к счастью, там речь идет о пожилых людях и главное чем они рискуют – личным временем. В ситуации же, когда из очереди вы рискуете уйти ни с чем, а крепкие локти позволяют вам значительно продвинуться вперед – столкновение неизбежно. Здесь государство вынуждено прибегать к охране. Содержание охраны, как и кассира, и кассового аппарата, требует затрат. Надлежащее исполнение работниками торговли своих функций будет требовать постановки их в особые условия по отношению ко всем остальным. Нельзя оставить голодную собаку сторожить склад мясных изделий. Бюрократия же занимает особое положение по отношению к пролетариату в вопросах распределения материальных благ. Беда здесь не в том, что в наследство от царя большевикам досталась нищая и разоренная страна, а в том, что заняв особое положение в системе распределения, бюрократия не только не готова отказаться от своего исключительного положения, но и считает необходимым всячески его укреплять от любых посягательств. Так происходит отмена производственного принципа выборов депутатов и вытекающее из этого фактическая ликвидация системы отзыва. Здесь же появляются специальные привилегии. Словом, появляются все те гадости, от которых должна предостерегать рабочее государство власть Советов.
Но почему бюрократия после подавления рабочего класса просто не присвоит себе средства производства? Сложно ответить на этот вопрос однозначно.И все же можно с уверенностью утверждать только то, что все бюрократы на земле являются апологетами и мистиками стабильности. Статус-кво – залог слаженной работы государственной машины. Любые попытки изменить формы собственности в масштабах огромной страны, совершившей несколько десятков лет назад величайшую революцию, вероятно, столкнулись бы с огромным сопротивлением и поставили бы для каждого отдельного бюрократа под вопрос все гарантии успеха приватизации. "Оно, конечно, хорошо, – как думает бюрократ, – но вдруг именно я прогорю, вдруг именно я стану объектом открытого возмущения рабочих".
Бюрократия защищает государственную собственность и план до тех пор, пока ей, как социальной прослойке, этот тип хозяйствования приносит перспективу роста благ. Как только бюрократы сталкиваются с угрозами роста материального благосостояния для себя и управляемого им народа, как только топтание на месте ставит под угрозу политическую стабильность их господства, они неизбежно начинают искать дополнительные средства обеспечения своего привилегированного положения. Лучшая гарантия от потери привилегий – частная собственность. Превращение в капиталистов открывает дорогу к личному благосостоянию без всяких прямых условий. "Сейчас мое и все, а будущем отойдет моим наследникам".
Бюрократия защищает государственную собственность и план до тех пор, пока ей, как социальной прослойке, этот тип хозяйствования приносит перспективу роста благ.
Таким образом Советское государство имело двойственную, противоречивую природу. С одной стороны оно развивает производительные силы, а с другой стороны в целях удержания привилегий бюрократии вынуждено прибегать ко всё новым средствам управления, которые подкапывают рост производительных сил.
В долгосрочной перспективе Советское государство столкнулось с проблемой роста производительности труда.
"Производительность труда это в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя” – говорил Ленин.
Перед Перестройкой СССР по результатам 11-й пятилетки оказался в ситуации когда:
"Чиновничество и постоянная армия, это - "паразит" на теле буржуазного общества, паразит, порожденный внутренними противоречиями, которые это общество раздирают, но именно паразит, "затыкающий" жизненные поры" – Ленин
Чем больше желание бюрократии удержать свое положение, тем больше проблем и с распределением благ, и с усилением неравенства, и с усилением борьбы в доступе к благам. В свою очередь, это подрывает заинтересованность рабочего в результатах труда и тем сильнее возникает необходимость содержания специального аппарата подавления для административного подпинывания рабочих в борьбе за повышение производительности труда. Во второй половине 80-х годов бюрократия поняла, что эту борьбу она проиграла. Здесь в полный рост встала для неё необходимость капиталистической реставрации.
Итак, двойственная природа советского государства вытекает из наличия двух противоположных тенденций в переходном обществе. Тенденции на рост производительных сил, на рост материального благосостояния, на упрощение функций учета и контроля и постепенное растворение государства как особой силы в самоуправляемом обществе, а с другой стороны, тенденция на удержание бюрократией особого положение, на подавление советской демократии, на подрыв производительных сил и реставрацию старого строя. Первую тенденцию мы называем социалистической, пролетарской, вторую – капиталистической, буржуазной.
Существование обеих этих тенденций в рамках одного государства требует совершенно иного подхода к пониманию роли такого государства в столкновении с империализмом. Особенно в случае, когда мы говорим о крайней форме такого столкновения – войне.
Мы ни в коем случае не можем взять на себя защиту национального государства буржуазии по описанным выше причинам. Такой дом мы не видим необходимости спасать, ибо даже если предположить на известный период, что он пригоден для жизни, то такая жизнь представлялась бы дорогой навстречу либо новому пожару, либо самоубийству от невыносимых условий. В любом случае защита такого дома лишь откладывает неизбежную катастрофу.
Советский Союз, напротив, для Троцкого, как и для всех марксистов, всегда оставался домом, который может быть плох, неудачно построен, захламлен, но он пригоден для жизни. В нем нужно только лишь навести порядок, либо руками самих жителей, либо в солидарности с ними соседей и наслаждаться созданными условиями как нормой жизни.
Советский Союз нес в себе заложенные Октябрем завоевания, защита которых от любой угрозы стояла для Троцкого самой важной задачей его времени. Неважно при этом от какой угрозы, внешней или внутренней нужно организовать защиту СССР. Угрозы, связанные с внутренней жизнью советского общества, мы описали выше. Заслуга Троцкого состоит в том, что еще в 1936 году в своей книге "Преданная революция" он сумел, применив марксистский метод анализа, не только обозначить борьбу двух противоположных тенденций внутри СССР, но также сумел начертить пути выхода из создавшегося положения. Один из выходов – революционное свержение бюрократии, второй, нежелательный и самый опасный – реставрация капитализма в СССР. Тонкость анализа и буквальное воспроизведение на страницах книги некоторых шагов советской бюрократии на пути к реставрации капитализма в конце 80-х ставят "Преданную революцию" в один ряд с классическими произведениями марксизма и требуют подробного изучения от каждого современного коммуниста.
Троцкий не дожил до 22 июня 1941 года и не увидел вторжения гитлеровских армий в Советский Союз. В своей заочной полемике против Сталина и сталинизма, как политического явления укрепления и идеологического оправдания бюрократизации советского государства, Троцкий использовал весь свой творческий гений. Но его противники из Кремля точно знали, что лучшим аргументом против всякой критики является оружие. Именно поэтому у Сталина, который никогда не отличался способностью к марксистскому анализу и открытой дискуссии, не осталось выбора кроме как при помощи угроз в адрес руководства НКВД, заставить их форсировать убийство Троцкого. 20 августа в своем кабинете Троцкий был убит будущим героем Советского Союза, Меркадером. Несмотря на то, что Троцкому удалось застать только начало новой Мировой войны, он справедливо обозначил перспективы ее развития на Восток и возрастающую внешнюю угрозу для СССР.
Троцкий в 1940 году
В таких условиях Троцкий во всех без исключения своих работах подчеркивает необходимость БЕЗУСЛОВНОЙ защиты СССР.
"Что значит "безусловная" защита СССР? Это значит, что мы не ставим бюрократии никаких условий. Это значит, что независимо от поводов и причин войны, мы защищаем социальные основы СССР, если и когда им грозит опасность со стороны империализма.
Некоторые товарищи говорят: а если Красная армия вторгнется завтра в Индию и станет там усмирять революционное движение, неужели же мы и в этом случае будем ее поддерживать? Такая постановка вопроса ни с чем не сообразна. Не ясно, прежде всего, зачем тут припутана Индия? Не проще ли спросить: а в тех случаях, когда Красная армия громит рабочие стачки или крестьянские протесты против бюрократии в СССР, должны мы ее поддерживать или нет? Внешняя политика есть продолжение внутренней. Мы никогда не обещали поддерживать все действия Красной армии, которая является орудием в руках бонапартистской бюрократии. Мы обещали лишь защищать СССР, как рабочее государство, и только то, что в нем есть от рабочего государства.
Искусный казуист может сказать: если Красную армию, независимо от характера выполняемой ею "работы", побьют восставшие массы в Индии, это ослабит СССР. На это мы отвечаем: разгром революционного движения в Индии, при содействии Красной армии, означал бы неизменно большую опасность для социальных основ СССР, чем эпизодическое поражение контрреволюционных отрядов Красной армии в Индии. Во всяком случае Четвертый Интернационал сумеет различить, где и когда Красная армия выступает только, как орудие бонапартистской реакции, и где она защищает социальные основы СССР.
Профессиональный союз, руководимый реакционными негодяями устраивает стачку против допущения негров в данную отрасль промышленности. Станем ли мы поддерживать такую постыдную стачку? Разумеется, нет. Но представим себе, что предприниматели, воспользовавшись данной стачкой, делают попытку разгромить профессиональный союз и сделать вообще невозможным организованную самозащиту рабочих. В этом случае, мы разумеется, будем защищать профессиональный союз, несмотря на его реакционное руководство. Почему же эта самая политика неприменима по отношению к СССР?"
В этой и других своих статьях, собранных в сборнике "В защиту марксизма" видно, как тяжело Троцкому донести до своих товарищей сложность конкретной исторической обстановки. Мы видим, как он раз за разом на разных примерах объясняет разным политическим силам марксизма один и тот же тезис: "Безусловная защита СССР", потому что социальные основы СССР, заложенные Октябрьской революцией, есть мощная точка опоры рабочего класса всех воюющих стран.
В эпоху реакции в коммунистическом движении неизбежно всплывает на поверхность огромное количество теоретиков и мыслителей, которые на разный лад стремятся примерить стратегическую линию марксизма в конкретной обстановке. Не всегда и не у всех это получается хорошо. Так, например, почти все выдающиеся работы Ленина, написаны в годы жесточайшей реакции, исключение тут составляет только "Детская болезнь", которую однако вполне можно отнести к условиям реакции, и необходимости теоретического переосмысления поражения европейских революций 1918-1919 годов, вполне забыты нашими деятелями.
Не каждый теоретик однако способен действительно поставить вопрос конкретно исторически, часто это происходит в форме повторения старых лозунгов. Так, например, лозунг права наций на самоопределение имел несомненную революционную роль в борьбе огромного количества народов за свою независимость от угнетателей, однако повторения того же лозунга в иных условиях влечет за собой переход на сторону контрреволюции.
Разрушения в Югославии
Во время распада Югославии, размышлять о котором в своем кабинете так любит Константин Сёмин, многие социалистические партии, словно завороженные, повторяли лозунг права наций на самоопределение, поддерживая фактически всплеск пещерного национализма четников и усташей, в финале которой произошло вторжение империализма и налет на Белград. Не будем здесь даже упоминать о некоторых деятелях коммунистических организаций в России, которые приветствовали под тем же лозунгом формирование Ичкерии. Одни и те же лозунги в разных условиях могут носить разный классовый характер.
После фактического краха Коминтерна, который сопровождался такими событиями, как приход Гитлера к власти в Германии, Народный фронт во Франции и, наконец, поражение рабочего класса в Гражданской войне в Испании, для Троцкого стало очевидным, что дальнейшая работа силам марксизма в рамках Коминтерна сделалась невозможной. Задачу построения нового Интернационала Троцкий обсуждал со своими товарищами уже давно и к 1938 году вся подготовительная работа была завершена. Основной документ Четвертого Интернационала, излагающий насущные задачи текущего момента для рабочего класса по отношению ко всем группировкам империализма, по отношению к отсталым странам и по отношению к СССР. Троцкий сделал однозначный вывод о том, что кризис эпохи капитализма – это прежде всего кризис пролетарского руководства. То есть объективные предпосылки для революции во всех передовых странах налицо, однако старые привычки и вера в традиционные массовые рабочие организации социал-демократии и сталинизм удерживают революционное стремление рабочего класса. В этой же небольшой работе Троцкий изложил ряд переходных требований рабочего класса на пути к социалистической революции. Такие вещи, как скользящая шкала рабочих часов, остаются актуальными и сегодня.
"Под страхом собственного вырождения пролетариат не может допустить превращения возрастающей части рабочих в хронических безработных, в пауперов, живущих подачками разлагающегося общества. Право на работу есть единственное серьезное право, какое рабочий имеет в обществе, основанном на эксплуатации. Между тем это право у него конфискуется на каждом шагу. Против безработицы, "структурной", как и "конъюнктурной", пора, наряду с лозунгом общественных работ, выдвинуть лозунг скользящей скалы рабочих часов. Профессиональные союзы и другие массовые организации должны связать работающих и безработных круговой порукой солидарности. Наличная работа распределяется между всеми наличными рабочими руками, в соответствии с чем определяется размер рабочей недели. Средний заработок каждого рабочего остается тот же, что и при старой рабочей неделе. Заработная плата, при строго обеспеченном минимуме, следует за движением цен. Никакой другой программы для нынешнего катастрофического периода принять нельзя."
И здесь же Троцкий еще раз объяснил своим товарищам позицию по отношению к тем угрозам со стороны империализма, под удар которых его ставит политика Сталинской бюрократии
"Режим СССР заключает в себе, таким образом, ужасающие противоречия. Но он продолжает оставаться режимом переродившегося рабочего государства. Таков социальный диагноз. Политический прогноз имеет альтернативный характер: либо бюрократия, все более становящаяся органом мировой буржуазии в рабочем государстве, опрокинет новые формы собственности и отбросит страну к капитализму; либо рабочий класс разгромит бюрократию и откроет выход к социализму."
и далее:
"Эта перспектива придает большую конкретность вопросу о "защите СССР". Если завтра буржуазно-фашистская группировка, так сказать, "фракция Бутенко", выступит на завоевание власти, то "фракция Райсса" неизбежно займет свое место по другую сторону баррикады. Оказавшись временно союзницей Сталина, она будет защищать, разумеется, не его бонапартистскую клику, а социальную базу СССР, т.-е. вырванную у капиталистов и огосударствленную собственность. Если "фракция Бутенко" окажется в военном союзе с Гитлером, то "фракция Райсса" будет защищать СССР от военной интервенции, внутри СССР, как и на мировой арене. Всякое другое поведение было бы изменой.
Если, таким образом, недопустимо отрицать заранее возможность, в строго определенных случаях, "единого фронта" с термидорианской частью бюрократии против открытого наступления капиталистической контрреволюции, то главной политической задачей в СССР остается, все же, низвержение самой термидорианской бюрократии. Каждый лишний день ее господства расшатывает социалистические элементы хозяйства и увеличивает шансы капиталистической реставрации. В том же направлении действует и Коминтерн, агент и сообщник сталинской клики по удушению испанской революции и деморализации международного пролетариата."
План вторжения Германии в СССР
Согласитесь, эта сложная позиция резко отличается от того куцего огрызка марксистской политической программы по отношению к СССР, которой довольствует Семин. Журналистика вообще часто грешит поверхностным взглядом и искусством полузнания. Константин – левый журналист, а не марксист. Мы не стали бы обращать внимание на опус Сёмина, также как мы игнорируем глупые или заведомо ложные заголовки крупных изданий на ту или иную тему, касающуюся социализма и марксизма. Но Сёмин, несмотря на все свое показное кокетство в этом вопросе, претендует на звание лидера общественного мнения и на звание марксиста. Несмотря на то, что Сёмин не мыслит себя в рамках организации, ставит себя над всеми партиями, открывая нам тем самым свою природу мелкобуржуазного индивидуалиста и критикана, огромное количество его последователей считает его коммунистом. Делают они это скорее потому, что видят в Сёмине отличный пример того, как можно чувствовать себя частью коммунистического движения, но делать при этом, кроме лайков и комментов, ничего не надо. Засим и приходится заниматься такими глупыми высказываниями и делать это прежде всего потому, что Сёмин вот уже несколько лет последовательно воспитывает социалистически ориентированную молодежь в духе снобистского индивидуализма к ленинской теории партии и склоняется в этом вопросе к эклектике. Здесь же – неуважение к большевистской традиции; забота о личной "независимости" за счет заботы об объективной истине; нервозность вместо последовательности; готовность быстро перескакивать с одной позиции на другую; непонимание революционного централизма и враждебное отношение к нему; наконец, склонность подменять партию и партийную дисциплину кружками и кружковыми связями с личными привязанностями.
Позиция "Безусловной защиты СССР" оставалась господствующей в среде Европейских и американских сторонников Троцкого. Самая влиятельная группа в троцкистском движении была СРП США (Социалистическая рабочая партия). Между тем часто бывает, когда происходящие события не укладываются в традиционные схемы. Некоторые товарищи начинают искать поле применения старых лозунгов, повторяя их, как попугаи. Так, например, долгие годы считалось, что Советский Союз – это самый твердый оплот борьбы с мировым фашизмом и что скорее Черчилль вступит в Коммунистическую партию, чем Советский Союз договорится с Германией о чем бы то ни было. Между тем к середине 1939 года создалась сложнейшая международная обстановке, в которую загнал Сталин Советский Союз при помощи своей политики сначала социал-фашизма, а затем и народных фронтов. Сталин, был убежден в перспективе сговора Союзников с Гитлером, и считал, что если договор не заключит с Германией он, то это сделает Запад. Логику кремлевского вождя бюрократии понять не трудно. Когда вы годами стремитесь удержать в Европе существующие положение, когда вы опасаетесь самостоятельных действий рабочего класса, когда вы боитесь революции, то вы делаете все, чтобы разгромить своих врагов малыми силами, без активного вмешательства масс в политику. Эта тактика подвела под монастырь все сталинские коммунистические партии в Европе, и к 1939 году Сталин был склонен скорее надеяться на силу подписанной Гитлером бумажки, чем на силу организации рабочих.
23 августа 1939 года Сталин заключил договор о ненападении между Германией и СССР, который в истории получил название "пакт Молотова-Риббентропа". По этому договору Советский Союз оставлял за собой право пользования и распоряжения обширными территориями к западу от Советско-польской границы 1939 года. Договор вызвал во всем мире настоящий шок. Тысячи рабочих были совершенно дезориентированы таким поворотом событий, тем более что 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу.
Daily Worker
Так, например, "Дэйли Воркер" – главная газета Коммунистической партии США за несколько дней августа 1939 года 3 раза поменяла позицию в отношении Германии. Если до 23 августа американские сталинисты писали о том, что фашизм – это главный враг всех рабочих, то после 23 августа Гитлер превратился в трусливого мальчика, который ищет способы избежать войны и мудрый товарищ Сталин, заключив такой пакт, по сути, одной подписью предотвратил войну в Европе. Затем после нападения на Польшу Коммунистическая партия провозгласила, что главный поджигатель этой войны являются империалисты Англии и Франции. Результатом такой политики стал выход многих людей из партии.
Сталин после подписания пакта Молотова-Риббентропа
В такие времена марксистский метод в противовес бюрократическому и механическому мышлению обнаруживает свое несомненное преимущество. Многие Американские троцкисты, такие как Шехтман, Аберн и Бернхэм поспешили записать Советский Союз в лагерь агрессоров и провозгласили полный разрыв с политикой безусловной защиты СССР. К слову сказать, дорога анализа вне классовой борьбы, основанная на иллюзиях морализма и пацифизма шаг за шагом привела этих людей сначала в лагерь сторонников Государственного капитализма под иным названием (Бюрократический коллективизм), а затем и вовсе похоронила их как марксистов.
Польский поход РККА
Все дело в том, что эти граждане попросту на основании нескольких формальных исторических аналогий записали Советский Союз в лагерь империализма и провозгласили необходимость борьбы против всех. Троцкий со своими товарищами, такими как Кэннон, категорически выступал против этого. Защита социальных основ СССР не фикция и не мистика Троцкий объяснял это на примере Польши.
"Мое замечание, что Кремль своими бюрократическими методами дал в Польше толчок социалистической революции, Шахтман превратил в утверждение, будто, по-моему, возможна "бюрократическая революция" пролетариата. Это не только не правильно, но и не лояльно. Мое выражение строго взвешено. Речь идет не о "бюрократической революции", а только о бюрократическом толчке. Отрицать этот толчок значит отрицать очевидность. Народные массы в Западной Украине и Белоруссии, во всяком случае, почувствовали толчок, поняли его смысл и воспользовались им для совершения радикального переворота в отношениях собственности. Революционная партия, которая не заметила бы вовремя толчка и отказалась бы использовать его, была бы годна только для мусорного ящика."
и далее:
"Толчок в направлении социалистической революции был возможен только потому, что бюрократия СССР сидит корнями в экономике рабочего государства. Революционное развитие "толчка" украинскими и белорусскими массами было возможно в силу классовых отношений в оккупированных областях и в силу примера Октябрьской революции. Наконец, быстрое удушение или полу удушение революционного движения масс было возможно благодаря изолированности этого движения и могуществу московской бюрократии. Кто не понял диалектического взаимодействия трех факторов: рабочего государства, угнетенных масс и бонапартистской бюрократии, тому лучше воздерживаться от разглагольствований о событиях в Польше."
Забегая вперед, в конец второй Мировой войны, мы увидим, как "Бюрократический толчок" к революции вызванный приходом Красной армии обеспечил возможность для крестьян совершить передел земельной собственности, сформировать рабочие советы, экспроприировать банки и крупные объекты промышленности и т.д. Это мы видели в Словакии, в Польше, в Румынии, в Болгарии, в Югославии, в Чехословакии, на севере Италии и даже в Греции. На следующий день, правда, приехавшая за Красной армией бюрократия и агентура НКВД сделали все, чтобы подорвать самостоятельную инициативу рабочих масс, но рассмотрение этих событий 1944-1945 годов тянет на отдельную статью.
Таким образом, мы можем твердо заключить, что "Безусловная Защита СССР" Троцким совершенно не базировались, как полагает Сёмин, на безусловном признании революционного и социалистического характера советской бюрократии. Напротив, именно потому, что бюрократическая система в СССР это наихудший способ защиты Советского государства от внешних и внутренних угроз, Троцкий ставит необходимость всяческой поддержки СССР, поддержке тех социальных основ, которые заложила в него Октябрьская революция и которые являются чрезвычайно прогрессивной исторической силой. Наводить тень на плетень в стиле смешивания природы буржуазного и пролетарского государства, позиции Троцкого и социал-шовинистов, завершая это пространной фразой о защите социалистического государства есть либо сознательная ложь, либо полная некомпетентность в вопросах марксизма. В любом случае социализму не по пути с такими левыми журналистами.
Мы потратили очень много времени, чтобы вскрыть истинный смысл того огрызка которым довольствуется для своих пространных рассуждений Сёмин. Как мы уже сказали, он не революционер и не марксист, он крайне эклектичный левый журналист. Этап чистой пропаганды это то ,что проходит любая партия и организация на самом раннем первоначальном этапе. Пропаганда никогда не создавала революционной ситуации. Тот кто не способен перешагнуть границы кружка и этапа пропаганды остается надолго обычным сектантом. Беда Сёмина в том, что он не ставит даже организационной задачи. Смысл его деятельности – в чистой, однобокой пропаганде. Его анализ происходящих событий грешит конспирологическим пониманием природы буржуазного государства. Его новостной дайджест перечисляет, а не объясняет события. По его шуткам и статьям нельзя ничему научится. Его работа, во-первых, порождает неспособность к анализу происходящих событий, во-вторых, неизбежно ведет к сектантским, иногда прямо реакционным выводам. Думается, не нужно объяснять смысл любимой Сёминым фразы: "Не наш протест" или "Еще не накопилась критическая масса".
Сёмин
Сёмин воспринимает события и критику не как марксист, а как журналист. Его знания история партии большевиков и науки об освобождении рабочего класса крайне поверхностны и грешат огромным количеством коренных ошибок. Так, например, Сёмин на полном серьезе убежден, что участие в выборах – это инструмент эпохи подъема, а не эпохи спада и реакции, хотя Ленин утверждал прямо противоположное. Но не об этом речь.
Там где ему не хватает аргументации ввиду слабого владения марксистского метода, Сёмин прибегает к привычным ругательствам. Он без зазрения совести кидается термином “троцкист”, “оппортунист” и т.д. Сёмин обвиняет своего недавнего друга Рудого в позерстве и отчасти это так, но сам Сёмин не меньший кокетливый позер. Сёмин внепартийный блогер, он может позволить себе нести все, что считает нужным, не заботясь об ответственности за свои слова. Для таких людей забота о независимости собственных суждений выше, чем партийная дисциплина. Отсюда же закономерно проистекает его задача удивить и поразить аудиторию, мол, смотрите какой Сёмин глубокий мыслитель, много знает, вон даже врага сталинистов Троцкого прочитал. На самом же деле это не больше, чем щегольство. Безответственные заявления и подмена марксистской программы личными взглядами уже превратила слова Константина в мемы. Смотреть Сёмина, это тоже самое, как мыть руки водой из сточной канавы – возможно, но всегда существует огромный риск.
Критика социал-шовинизма всех его форм требует особенного внимания к сложности структуры нынешнего момента. "Троцкизм" всегда пользовался ненавистью и злобой со стороны пигмеев, но тем ярче подчеркивается эта ненависть в момент, когда абсолютное большинство сталинистов оказались сторонниками нынешней войны, а троцкисты из "Милитант" в условиях нынешней войны сумели поставить печать и распространение нашей пропаганды на большом количестве предприятий. С этой позиции повторение бюрократических ругательств и пространные аналогии, мы оставим Сёмину, а сами будем анализировать движущие силы войны, строить на этом свою политическую программу, разъяснять ее рабочему классу посредством газеты "Милитант" и объединять пролетариев в социалистическую рабочую партию.
Дата публикации: 18 ноября 2022 г.