Религия складывалась на протяжении даже не веков, а тысячелетий. Во времена своего рождения религия имела форму поклонения и объяснения высших сил, которые человек не мог объяснить и контролировать. Например, у славян до крещения Руси было язычество. Тогда ещё не существовало науки, способной в полной мере объяснить природные явления и стихийные бедствия. Отсюда и первая самая важная причина существования религии - это страх перед чем-то неизвестным и пугающим.
Вторая по порядку, но не по значению причина религии – учить человека смирению. На примере России мы видим постоянное наседание на народ с целью внушения ему принятия своей бедности и необразованности как должного. Все же хоть раз слышали фразу: “не жили хорошо, ну и нечего начинать”? Так вот, религия в нашей стране – сдерживающий аппарат населения, который не даёт умам раскрыться и думать прогрессивно.
В последние годы преобладает тенденция к снижению значимости религии не только в России, но и по всему миру, проще говоря, многих не интересует тема религии или интересует "постольку-поскольку". Это происходит оттого, что за последние десятилетия даже в России культура, наука и медицина шагнули так далеко вперёд, что религия со своими архаичными взглядами на мир остаётся всё дальше позади.
Основа религии – чудо – явление, не имеющее причины, согласующейся с логикой действительности, с логикой принципиально познаваемой реальности. И насколько быстрее мы выявим эту логику, тем скорее отменим понятие "чуда" и реальность станет более или менее предсказуемым явлением. Изучение "чудесных" феноменов, загадок и гипотез перерастают в структуру – знания. На этом пути возможны допущения, но они, как вера и убежденность, лишь промежуточные состояния в познании объекта, а не принцип отношения к миру. Из этого следует, что точка соприкосновения научного подхода и веры в то же время является точкой их наибольшего расхождения.
Но, в отличие от веры, научный подход предполагает:
Различные социальные концепции редко сходятся в содержании, но все они предполагают познаваемость социальных законов и, следовательно, совершенно не сходятся с верой, хотя и требуют в некоторых случаях или конкретных исторических моментах множества допущений без убедительных доказательств.
Кроме всего прочего, научный подход предполагает критический анализ всех сторон жизни общества и отсутствие сфер, закрытых для критики. Если есть закрытые для критики зоны, то возникает потребность в слепой вере, как в массовом социальном явлении.
Этот тип веры в капиталистическом обществе осознанно воспитывается и насаждается всеми методами, как, например, вера в "невидимую руку рынка", мудрых правителей, сверхъестественное, но он может возникнуть и спонтанно, как результат социальных условий, ставших результатом пассивности большинства.
Что может противопоставить этому насаждению марксизм? В наиболее общем смысле марксизм = материализм. Но марксизм отличается тем, что он декларирует: "необходимо уметь бороться с религиозным мировоззрением", надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс.
Борьбу с религией нельзя ограничивать абстрактно-идеологической проповедью, нельзя сводить к такой проповеди; эту борьбу надо поставить в связь с конкретной практикой классового движения, направленного к устранению социальных корней религии. Почему же даже в XXI веке религия присутствует в многих слоях как городского пролетариата, так и в массе крестьянства?
Современным источником религии становится такое явление, как социальная зажатость масс трудящихся, внушаемая им беспомощность перед слепыми силами капитала, причиняющая им массу страданий. Вот что прежде всего и больше всего должен иметь в виду материалист, если он не хочет оставаться материалистом приготовительного класса.
Человек, не вдумавшийся в основы диалектического материализма, т. е. философии Маркса и Энгельса, может не понять (или, по крайней мере, сразу не понять) этого положения. Как это так? Подчинить идейную пропаганду, проповедь известных идей, борьбу с тем врагом культуры и прогресса, который держится тысячелетия (т. е. с религией), – классовой борьбе, т. е. борьбе за определенные практические цели в экономической и политической области?...
…Марксист должен быть материалистом, т. е. врагом религии, но материалистом диалектическим, т. е. ставящим дело борьбы с религией не абстрактно, не на почву отвлеченной, чисто теоретической, всегда себе равной проповеди, а конкретно, на почву классовой борьбы, идущей на деле и воспитывающей массы больше всего и лучше всего.
…Марксист должен быть материалистом, т. е. врагом религии, но материалистом диалектическим, т. е. ставящим дело борьбы с религией не абстрактно, не на почву отвлеченной, чисто теоретической, всегда себе равной проповеди, а конкретно, на почву классовой борьбы, идущей на деле и воспитывающей массы больше всего и лучше всего.
…Марксист должен уметь учитывать всю конкретную обстановку, всегда находить границу между анархизмом и оппортунизмом (эта граница относительна, подвижна, переменна, но она существует), не впадать ни в абстрактный, словесный, на деле пустой "революционаризм" анархиста, ни в обывательщину и оппортунизм мелкого буржуа или либерального интеллигента, который трусит борьбы с религией, забывает об этой своей задаче, мирится с верой в бога, руководится не интересами классовой борьбы, а мелким, мизерным расчетцем: не обидеть, не оттолкнуть, не испугать, премудрым правилом: "живи и жить давай другим", и т. д. и т. п. С указанной точки зрения следует решать все частные вопросы, касающиеся отношения социал-демократии к религии." 1
1 - В.И. Ленин "Об отношении рабочей партии к религии." Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 45. С. 420
Религия и религиозное мировоззрение сейчас защищены требованиями толерантности. Проблема веры– это очень тонкая, почти интимная проблема.
Но с каждым годом в России эта толерантность становится всё более односторонней. В отличие от религиозного подхода, атеистические воззрения (а с ними неизбежен научный подход к анализу развития мира и, прежде всего, человеческого общества) в законе не просто не защищаются, а просто не упоминаются. В общественном сознании всё больше и больше они представляются второсортными и отождествляются с безнравственностью и беспринципностью.
Под видом защиты "культурного разнообразия" и "традиционных ценностей", атеистические взгляды сводятся к статусу интеллектуальной прихоти, разновидности суеверия или вовсе отождествляются с верой. Возникает ситуация не простого соревнования концепций, а антагонизм двух путей развития общества.
Если говорить о России, то в конституции нашей страны есть статья 28, которая гласит:
"Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними."
Но в отличии от, например, первой конституции СССР, где была прописана следующая норма:
"Конституция РСФСР 1918 года "Статья 13. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.""
Современные законы декларируют свободу религиозной пропаганды, но не содержат даже намёка на свободу антирелигиозной пропаганды.
Наиболее часто применяемым законом РФ, регулирующим отношение общества и религии, является т.н. "Закон о защите чувств верующих", он же ст. 148 ч. 1 УК РФ.
1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.
3. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.
Она, в частности, предусматривает штраф до 200 тыс. руб. или обязательные работы до 120 часов.
Наиболее часто в современной практике, эту статью используют как довесок к статьям о мелком хулиганство, но есть и показательные случаи, когда статью применяют против, например, популярных видеоблогеров, что уже больше напоминает способы государственного устрашения.
Почему же так происходит? Если понятие "оскорбление личности" определено действующим УК РФ и не вызывает вопросов, то понятие "оскорбление чувств" — это новое понятие для российской правовой системы. Действующая редакция ст. 148 не отвечает правилам логики и юридической техники, поскольку состоит лишь из непоясненных законодателем оценочных категорий, никак не конкретизированных другими законами.
В попытке отвлечь трудящиеся массы от классовой борьбы и действительно важных экономических и политических вопросов, ряды реакционной буржуазии по всему миру заботятся о том, чтобы разжечь религиозную вражду во многих её проявлениях. Эта реакционная политика раздробления пролетарских сил сегодня проявляется в повсеместной поддержке религиозных организаций и закрытии глаз на их культурную и экономическую деятельность. Мы как марксистская организация должны противопоставить ей выверенное, терпеливое, не терпящее разжигания деструктивных разногласий продвижение солидарности трудящихся и научный взгляд на мир. И должно это проявляться прежде всего в том, что организация не запрещает и не должна запрещать взаимодействие с теми пролетариями, кто сохранил в себе те или иные устаревшие предрассудки.
Однако следует помнить, что религиозный вопрос отнюдь не заслуживает того, чтобы отдавать ему львиную долю сил рабочего движения и допускать распыления сил революционной, экономической и политической борьбы ради тех мнений, а вернее заблуждений, которые естественным образом теряют хоть какое-то социальное и политическое значение, а после также быстро оказываются на свалке истории лишь одним ходом экономического развития.
Силы революционного пролетариата добьются того, чтобы в рабочем государстве религия стала действительно частным делом. И после устранения источника религиозного одурачивания человечества – экономического рабства - в этом рабочем государстве просто не останется места этому пережитку средневекового прошлого.
Дата публикации: 10 мая 2022 г.