В эпоху реакции и кризиса движения всякая организация должна точно знать чего она хочет, а также, как и куда двигаться. Теоретическое перевооружение —важный этап в развитии всякой подлинно марксистской организации.
Современное коммунистическое движение, не вдаваясь здесь и сейчас в глубокий анализ, вкратце можно разделить на три составные части.
Первая часть — различные коммунистические группы теоретиков всех мастей и сортов, чья практика не выходит за рамки графомании в социальных сетях, без всякой связи с действительными организациями рабочего класса. В реальной жизни их по сути не существует. К таковым относятся Вестник Бури, Ревкульт, Политштурм и т.п. Отдельно здесь нужно выделить профессора Попова с присущими ему иезуитизмом и схоластикой, достойными средневекового католического философа. Источник их жизни — сотни лентяев и бездельников, любящих потрепаться о философии без всякой попытки реального анализа и политической практики в классовой борьбе. Группы досуга для тех, кому марксизм является заменителем хобби. Не стоило бы говорить о них и слова, но пока они награждают сотни прогрессивно мыслящих людей своей прерванной ватой — реальная жизнь идет своим чередом без их участия до тех пор, пока они от собственной лени и тупости не прирастают к дивану, потеряв все имеющиеся знания в быту жизни буржуазного общества.
Вторая часть — группы неустанных путаных практиков, раз за разом остающихся на платформе экономической борьбы рабочего класса. Они называют себя реалистами, которые, как они выражаются, имеют дело с реальным рабочим движением в отличии от всех остальных и потому считают, что их почин, а в действительности бег хомяка в колесе, есть та дорога, которая должна привести массы, вернее их как подлинных друзей народа, к власти через пролетарское восстание. Чего добились эти организации друзей народа? После всякой стачки и забастовки, после всякого стихийно организованного рабочего протеста, в который они ввязываются, называя себя революционерами, а на деле являясь неумелыми и бессознательными губителями всякого начала на пути пробуждения народного сознания, эти борцы выцепляют из взбунтовавшейся против очередного произвола толпы рабочего, пространного коммунистическими или левыми социал-демократическими взглядами и забирают его в организацию. Остальные массы рабочих не воспринимают пока марксизм, но уже готовы к борьбе, они уже доказали это фактом своего протеста. Горе-революционерам плевать на них — они забирают активиста себе, отрывают его от массы, бросая ее тем самым на произвол судьбы. Таким образом, эти борцы заботятся лишь о росте собственной организации, полностью игнорируя большинство рабочего класса и уровень его готовности к принятию коммунистических тезисов и лозунгов, не предложив людям организации, не объединив их на базе уже имеющегося авторитета, заработанного в ходе протеста на улице или капиталистическом предприятии. Социалистическая рабочая партия должна была бы сказать в таком случае протестующим или же бастующим — "Мы согласны с вашим протестом — он справедлив! Мы предлагаем не останавливаться на этом вопросе и продолжать борьбу на марксистской платформе через нашу партию, вот наша программа и позиция! Да, мы понимаем, что лишь единицы пока готовы к борьбе за диктатуру пролетариата и общественную собственность, но вы уже готовы к борьбе за повышение заработной платы или борьбе против повышения цен на проезд или против точечной застройки или же против повышения цен на бензин. Мы принимаем это и говорим, что без профсоюза, студсоюза, борьбы против повышения цен на проезд, без движения против точечной застройки, без водительского комитета контроля за ценами на бензин борьба будет обречена на поражение. Мы, марксисты, призываем вас создать вне зависимости от ваших политических взглядов такую организацию и гарантируем, что будем неустанно поддерживать все прогрессивные инициативы такой организации, добиваться ее целей больше, чем кто бы то ни было другой, потому что мы марксисты — борцы за дело смело рабочего класса. И мы неизбежно докажем вам свою волю к победе и то, что только на пути рабочей революции, за которую мы выступаем, можно решить эту проблему. Мы завоюем ваши сердца делом!"
Однако вторая часть коммунистического движения современной России страдает болезнью почти всякой маленькой политической группы, живущей для себя — стремлением к росту своих рядов. Мира вокруг по сравнению с этой целью просто не существует.
Вырывая передовых рабочих из протестной среды, бросая массы, мелкие коммунистические группы типа Революционной рабочей Партии ставят передовых рабочих в такое положение, когда внутри, казалось бы, партии рабочего класса они чувствуют себя бесполезными и предпочитают ретироваться от кучки сумасбродных студентов и старых городских фриков, не видя смысла в работе с ними. Без организации масс, пустые политические лозунги не имеют никакого решительно прогрессивного значения и попросту обращают всё развитие борьбы до этого в прах.
Все, кто обвиняют нас в сектантских тенденциях, в реальности, крича о мировой революции, встают на путь сектантства по отношению к миллионам некоммунистических рабочих и более того, судя по последним событиям, на деле помогают капиталистам из КПРФ на выборах. Еще ужаснее, что они заранее знают о проигрыше и легитимизируют избирательный процесс, устроенный Путиным, буржуазией и продажными чиновниками.
Спустя 100 лет они так ничего и не поняли из уроков Ленина и Троцкого о работе в массовых организациях рабочего класса. Ранее мы уже посвящали этому целую статью под заголовком "Раскол в РРП". Тактики и старания этой, с позволения сказать, "партии" — пустое повторение старых псалмов без какой-либо связи с гибкой тактикой борьбы большевиков за умы миллионов. Повторение старых мантр без конкретного учета опыта реальной жизни сегодня — немарксистский метод. Стыдно, товарищи!
Третья часть того, что принято называть коммунистическим движением — лишенные перспективы секты сталинистов. Сам сталинизм, став однажды жесткой диктатурой над миллионами рабочих с их же молчаливого одобрения, учил их жизни все годы Советского Союза. То, что когда-то было средством достижения целей с позиции силы, сегодня превратилось в свою противоположность. Сталинисты по-прежнему диктуют свою волю рабочему классу. Они считают, что пролетариат должен бросить все, сплотиться вокруг их гербовой молоткасто-серпастой трибуны и слушать лекции о правильной жизни. Сталинисты забыли о потере своей власти, и сегодня язык ультиматумов, бурлящий от обилия терминов позднесоветского марксизма-ленинизма, вызывает у миллионов рабочих справедливое отвращение, а иногда и открытую ненависть. Их можно было бы не замечать вовсе, но своим поведением они дискредитируют в рабочей среде марксизм — они выступают саботажниками дела рабочего класса, они и есть одни из тех кто является воплощением обожаемым ими термина "Враг народа!". Сегодня, опошляя и отупляя марксизм, они выступают невольно на стороне буржуазии и ее слуг. К таковым организациям относятся сегодня ВКПБ, ее молодежное крыло ВМГБ, МЛД Рабочий путь, ОКП, РКСМ(б), Трудовая Россия, Коммунисты России, РКРП и т.д. и т.п.
Для нас, однако, важными остаются конкретные вопросы стратегии классовой борьбы. Как мы можем оказать влияние на массовое движение? Как принести людям марксистскую программу? Как организовать работу? Как построить передовое движение социалистических рабочих в промышленности и завоевать миллионы трудящихся на свою сторону? Устав нашей организации делает ставку на создание общероссийской социалистической рабочей газеты, но в чем сущность этой стратегии? И почему мы говорим не о газетах для рабочих, созданных проф. журналистами, газетах, которыми изобилуют представленные выше организации с разной степенью теоретической и технической подготовки, но в отличии от всех них мы говорим о самой рабочей газете.
Данная статья не ставит целью изложения полной стратегии пролетарской партии в борьбе за завоевание миллионов, автор задался целью проследить формирование и принципы работы ленинской теории газеты как агитатора и главное, что забывают практически все современные марксисты — газеты как организатора массового движения рабочего класса.
Ленинская "Правда" — бесценный опыт построения моста между революционной интеллигенцией и миллионами трудящихся, формирование такой массовой организации, которая смогла привести рабочий класс к власти в Октябре 1917 года. Опыт Ленина в построении рабочей газеты и задачи нашего дня в борьбе за умы миллионов тружеников должен знать каждый, кто готов бороться за организованную власть миллионов трудящихся, за диктатуру пролетариата.
В отличии от издания "Рабочий путь", созданной в 1917 году в разгар революции, или "Искры" созданной в эпоху подъема рабочего движения – "Правда" готовилась Лениным к работе в годы жуткой реакции после краха революции 1905 года.
В 1907 году Российская Социал-Демократическая Рабочая партия (РСДРП), не имея зачастую на местах четкого деления на большевиков и меньшевиков, насчитывала около 46000 человек. [1] Цифра невероятная для современных коммунистических групп. Статистика никогда не даст нам полной картины, нам нужно смотреть на вещи в их непосредственном движении. Летом 1905 года, в момент неудержимого движения масс рабочих справа налево, Московская городская партийная организация РСДРП насчитывала 1435 человек, но в мае 1906 года после Всероссийской октябрьской политической стачки и Декабрьского вооруженного восстания в Москве она насчитывает уже 5320 человек, но поражение революции и разгром Советов привели к отколу от партии основной массы активистов, сама партия вызвала разочарование, а торжество реакции стало столь сильным, что революция стала казаться отдаленной музыкой туманного и очень далекого будущего. К началу 1908 года организация в Москве насчитывает 250 членов, а к концу того же года уже менее 150. [2] К 1910 году остатки не большим чем 70 человек перешли под контроль провокаторов и агентов царской охранки. Организация распустились сверху и распалась снизу.
В 1911 году Ленин писал:
"Реальное положение партии сейчас таково, что на местах почти везде имеются совершенно неформальные, крайне маленькие и мелкие, нерегулярно собирающиеся, партийные рабочие группки и ячейки. <....>.Между собой они не связаны. Литературу видят крайне редко". [3]
Слишком похоже на наше положение чтобы не поверить.
"В этот несчастный период партия перестала в целом существовать" [4] характеризовал положение дел, оглядываясь назад из 1922 года ближайший сподвижник Ленина в то время — Григорий Зиновьев.
Важно отметить, что до 1911-1912 годов, вопреки лжи Сталина, опубликованной в 1938 году под заголовком "Краткий курс истории ВКП(б)", партия большевиков не существовала как отдельная организация вовсе. Появление ее самостоятельных структур напрямую связано с работой газеты "Правда".
Положение РСДРП отражало настроения рабочего класса. В 1908 году стачечников в России насчитывается не многими больше 60000 человек, в 1910 году 46623 человека, однако к 1911 году ситуация стихийно начинает меняться. Так большевистская конференция в Праге отметила:
"В широких кругах демократии и в первую голову среди пролетариата замечается начало политического оживления. Рабочие стачки 1910-1911 гг., начало демонстраций и пролетарских митингов, начало движения среди городской буржуазной демократии (студенческие забастовки) и т. д. - все это есть признаки нарастающего революционного настроения масс против режима 3-го июня." [5]
И здесь происходит невероятное. Марксизм учит что определяется нашими условиями жизни, это не значит, что сознание меняется одномоментно с окружающим миром. Массовое сознание всегда отстает от объективных условий, но при определенных обстоятельствах резким скачком достигает соответствия. Так произошло весной 1912 года.
Расстрел на Ленинских рудниках стал последней каплей, переполнившей чашу терпения. В глубокой тайге, за много километров от ж/д, 6000 рабочих подняли забастовку. Администрация приняла решение уволить наиболее активных стачечников, оставив в глухой тайге без работы, спровоцировав тем самым беспорядки, в ходе которых полиция применила оружие и убила около 500 рабочих, надеясь, что никто об этом не узнает. Вести дошли, однако, до самого Питера. На заседании Государственной Думы фракция РСДРП потребовала объяснений от царского министра внутренних дел А.А. Макарова, придав этому требованию максимальную огласку в СМИ. Большевики сделали также упор и на распространение ответа министра — "Так было и так будет!"
Убийства на Ленинских рудниках привели рабочий класс всей страны в ярость. По всей стране в демонстрациях, пикетах, стачках и митингах приняло участие свыше 300000 человек, которые перетекли в майскую политическую стачку с участием 400000 рабочих по всей России.
В ходе стачки рабочий класс перешел к лозунгу демократической республики, что свидетельствует об относительно высоком сознании масс. Пролетариат начал оттуда, где был остановлен 7 лет назад.
Положение требовало как можно более быстрой организации разрозненных групп рабочих активистов и сторонников марксизма по всей России. Ленин и большевистская организация сделали ставку на создание Общероссийской политической рабочей газеты.
На протяжении всего времени работы "Правды", особенно во время ее формирования как агитатора и пропагандиста, Ленин постоянно искал способы организовать марксистскую пропаганду так, чтобы она охватывала все более широкие массы людей в постоянно нарастающей борьбе.
Отличие тактики Ленина и большевиков в постановке работы печати от подавляющего большинства современных коммунистических группировок состоит в том, что Ленин никогда не захламлял очень ограниченного места на страницах "Правды" материальными статьями или же попросту некрологами тех, чьи имена быть может и вовсе неизвестны рабочему классу.
Еще в 1902 году в своей книге "Что делать?" и ряде предшествующих и последующих статей Ильич предал решающее значение и сделал ставку на обличения на страницах газеты всякого произвола, всякой несправедливости, насилия, угнетения и эксплуатации, чтобы в конечном итоге пробудить в массах страсть к таким обличениям.
Ленин пишет:
"…Для фабричных обличений на местах у нас всегда были и всегда должны будут остаться листки, — но тип газеты мы должны поднимать, а не принижать до фабричного листка. Для "газеты" нам нужны обличения не столько "мелочей", сколько крупных, типичных недостатков фабричной жизни, обличения, сделанные на примерах особенно рельефных и способные потому заинтересовать всех рабочих и всех руководителей движения, способные действительно обогатить их знания, расширить их кругозор, положить начало пробуждению нового района, нового профессионального слоя рабочих".
Было бы, однако, великой глупостью считать, что Ленин готов был променять общероссийскую политическую пропаганду на узко местнический успех по итогам чисто экономических обвинений. Общероссийская марксистская политическая газета, которой была и которой стала "Правда", никогда не могла бы ограничивать себя рассказами об успехах рабочих забастовок за выплату задержек по з/п (для этого существуют рабочие листки, которые и должны заниматься экономической пропагандой). "Правда" никогда бы не стала сужать себя до длинных пересказов судебных тяжб, где рабочие остаются в качестве шумного зрителя, в то время как на их глазах разворачивается сражение кучки коммунистических активистов и буржуазных чиновников. Такими, с позволения сказать, "статьями" иронизирует нынешняя литература, претендующая быть марксистским агитатором масс. Ленин всегда настаивал именно на политической агитации, особенно в начале, в наиболее простой ее форме — обличениях.
"…наша задача — сконцентрировать все элементы политического недовольства и протеста, оплодотворить ими революционное движение пролетариата. Мы сделали первый шаг, мы пробудили в рабочем классе страсть "экономических", фабричных обличений. Мы должны сделать следующий шаг: пробудить во всех сколько-нибудь сознательных слоях народа страсть политических обличений. Не надо смущаться тем, что политически обличительные голоса так слабы, редки и робки в настоящее время. Причина этого — отнюдь не повальное примирение с полицейским произволом. Причина — та, что у людей, способных и готовых обличать, нет трибуны, с которой бы они могли говорить, — нет аудитории, страстно слушающей и ободряющей ораторов, — что они не видят нигде в народе такой силы, к которой бы стоило труда обращаться с жалобой на "всемогущее" русское правительство. И теперь все это изменяется с громадной быстротой. Такая сила есть, это — революционный пролетариат, он доказал уже свою готовность не только слушать и поддерживать призыв к политической борьбе, но и смело бросаться на борьбу. Мы в состоянии теперь, и мы обязаны создать трибуну для всенародного обличения царского правительства; — такой трибуной должна быть социал-демократическая газета". [8]
О важности и масштабе результатов обличительных статей по каждому факту произвола чиновников, капиталистов и полиции узнал несколькими годами ранее и молодой Лев Троцкий. Узнал на собственном опыте.
В своей автобиографии старик пишет:
"...какое чувство удовлетворения доставляли сведения с заводов и с цехов о том, как рабочие жадно читали, передавали друг другу и горячо обсуждали таинственные листки с лиловыми буквами. Они воображали себе автора листков могущественной и таинственной фигурой, которая проникает во все заводы, знает, что происходит в цехах, и через 24 часа уже отвечает на события свежими листками".
И далее:
"Администрация пыталась выступать против нас с речами на заводах. Мы на другой день отвечали прокламациями. Эта дуэль взволновала не только рабочих, но и широкие круги городского населения. Весь город говорил под конец о революционерах, которые наводняют заводы своими листками. Наши имена называли со всех сторон" [9]
Обличения — первая форма пропаганды и агитации рабочего класса с целью пробуждения в массах страсти к политическим обличениям буржуазного общества в целом.
В 1912 году организация большевиков уже научилась использовать все события и факты в пропагандистском свете. Незамедлительно реагируя на произошедшее, большевики давали массам простой анализ выборов в Думу, кампании за соц. страхование, новых программ популярных крестьянских, рабочих и буржуазных партий, выступления того или иного царского министра-реакционера, голода, крестьянских бунтов, еврейских погромов, подавления национальных окраин, жандармского произвола, репрессий, терроризма эсеров, студенческих выступлений, клеветнических пасквилей популярных оппонентов, рабочих стачек и подавления рабочего протеста.
Вся редакция стремилась обратить на пользу агитации масс за социализм.
Первый номер "Правды" был издан в 42 день рождения ее главного вдохновителя — 22.04.1912 года и посвящен он был не критике "ревизионистов и империалистов", а расстрелу на Ленских рудниках.
Естественно, что при такой постановке работы с целью агитации и организации масс в борьбе за рабочую демократию и свержения царизма "Правда" не могла чувствовать себя в безопасности. Газета постоянно подвергалась атакам реакционеров, чья воля была введена в ранг государственного подавления и угнетения.
Так с момента своего основания до 1914 года газета "Правда" сменила 8 названий: "Рабочая правда", "Северная правда", "Правда труда", "За правду!", "Пролетарская правда", "Путь правды", "Рабочий", "Трудовая правда".
Против газеты царская полиция развернула настоящий террор — совершались постоянные рейды на местонахождения печатных станков, налагались штрафы, конфисковались тиражи, внедрялись провокаторы. Сотрудники и распространители терпели постоянные аресты и избиения.
Несмотря на все это, газета продолжала работать и наращивать свою пропаганду и организаторскую мощь.
С апреля 1912 по июль 1914 было издано 645 выпусков газеты и это при условии жесткого давления со стороны правоохранительных органов. Этот факт должен устыдить современные коммунистические секты.
645 выпусков увидели свет только благодаря изобретательности сотрудников газеты и работы в обход всевозможных запретов и коридоров цензуры. Умело выискивая дыры в царских законах, используя тупость коррупционной и негибкой полицейской системы большевики сумели таки наладить работу и снискать поддержку рабочих — это пожалуй главное условие успеха в противостоянии с полицией.
Эзоповский язык газеты давал ей возможность не попасть под действие царских цензурных инструкций, которые были гораздо жестче чем закон о защите чувств верующих, закон о клевете, 282 статья УК РФ и прочие реформаторские устремления путинского правительства и придворной государственной думы. "Правда" умела уворачиваться от обвинений в подрыве "стабильности" империи.
Ссылки на РСДРП были запрещены согласно положениям законодательства. "Правде" приходилось говорить о "подполье" и программе "демократической республике рабочих", о "конфискации помещичьих земель" и "8 часовом рабочем дне", о которых говорилось в большевистской программе называя их "Неукротимые требования 1905 года" или "три столпа". Сама же газета говорила от имени "последовательных марксистов" или "последовательных демократах".
Члены партии и передовые рабочие умели читать "Правду", понимать то, что имели ввиду авторы. Если бы не хитрость большевистской редакции — большинство тиражей было бы просто конфисковано.
Царские законы о цензуре после "манифеста 17 октября 1905 года" требовали, чтобы первые три экземпляра каждого тиража газеты были доставлены в канцелярию цензоров. Закон однако ни слова не упоминал о сроках доставки 3 экземпляров уже запущенного в печать тиража. Следовательно, требовалось как можно больше времени между печатью трех экземпляров и моментом прочтения их цензорами, когда возникнет опасность облавы и конфискации тиража. Нужно было успеть отпечатать как можно больше газет и успеть распространить их среди как можно большего числа газетчиков и районных комитетов партии в Петербурге.
Редакция принимала решение поручить доставку трех номеров в относительно близкую цензурную комиссию 75-летнему старику, чей возраст и ноги гарантировали 2-3 часа спокойной работы печатного станка. За это время уже отпечатанные экземпляры тиража уже успевали частично отправиться по назначению.
Прибыв в канцелярию, старик оставался посидеть на стуле. Отказать в отдыхе опрятно одетому дедушке столь почтенного возраста было просто невозможно. Наш герой располагался отдохнуть и внимательно наблюдал за мужчиной, сидящим за огромным дубовым столом. Несколько гербовых печатей, перья с чернилами и куча бумаг делали громадной худощавую фигуру в пенсне, которая строгим взглядом просматривала страницу за страницей, оставаясь всегда при этом на страже "общественной морали".
Если цензор, изучив учтивым взором большевистскую газету, ставил штамп и откладывал в сторону — старичок спокойным прогулочным шагом возвращался в типографию — сегодня все будет спокойно.
Но если уполномоченный на то "блюститель нравственности", прочитав несколько строк, хватался за телефон и просил барышню немедленно соединить его с полицейским участком номер три, на подконтрольной территории которого была типография "Правды" — храбрый дед быстро и незаметно удалялся из суетного зала, где работали цензоры и, взяв первого извозчика, мчался обратно. Расставленные на углу квартала наблюдатели, завидев дедушку в котелке и на бричке, немедленно подавали знак дозорным у входа — знак тревоги.
Начиналось отработанное до мелочей сворачивание удочек — газеты спрятаны, отдел распространения закрыт и опечатан (Вы не имеете права — это же !частная собственность!), печатный набор скрыт или рассыпан, редакторы эвакуированы, газетчики, курьеры и экспедиторы расходились по соседним дворам, печатных дел мастера переодетыми уходили узкими улочками, а в помещении оставалось несколько рядовых сотрудников типографии — итак, всё готово к приходу гостей.
Внезапно прибывший наряд полиции под руководством опытного шпика охранки обнаруживал пустую редакцию и нескольких "левых" персонажей, которым даже нечего было предъявить.
Редакция заранее назначила спец. редакторов, готовых к аресту на случай сюрпризов от полиции. В это время настоящие редакторы оставались на свободе и продолжали работать. Лиловых редакторов было около 40, и как выясняло следствие несколько позже — почти все были неграмотные. [10]
Так, из 645 номеров, опубликованных за два года перед началом Мировой Войны, полиция пыталась конфисковать только 155 выпусков с разной степенью успеха, и только 36 были оштрафованы.
50% тиража продавалось газетчикам на улицах, по две копейки за один экземпляр, а другая половина распространялась бесплатно на заводах и фабриках.
Большевики организовали работу так, что на каждом крупном заводе, даже в каждом цеху, был минимум один заводчанин, который проносил газету прямо на завод и собирал скромные пожертвования рабочих вместе с их письмами и сочинениями. Рабочий-активист имел связь с редакцией напрямую, он должен был незамедлительно передавать центру газеты всё, что рабочие передали ему. Ленин всегда придавал рабочему почину особое значение.
Однако за пределами Питера распространение газеты было куда более сложной задачей. "Правда" имела свыше 6000 адресов подписки, но доставить газету по назначению было практически невозможно. Уложенные в сукно и аккуратно запакованные пачки отправлялись одновременно на 5-6 адресов с целью попасть к одному и тому же местному комитету. Делалось это с надеждой, что хотя бы одна пачка дойдет до комитета, не оказавшись в руках полиции.
Приобретая влияние на транспорте, большевики неустанно использовали передовых рабочих как распространителей газеты. Сторонники РСДРП и "Правды", работающие на ж/д брали с собой в рейс несколько пачек, сбрасывая их на ходу в определенных местах. Закладки позже находили члены местного комитета РСДРП и распространяли газету в своем городе.
Тираж Правды достигал колоссальных оборотов - 40000 газет ежедневно и 60000 по субботам!
"Правда" никогда не была газетой для рабочих — это всегда была рабочая газета. В отличие от современной литературы "для рабочих", "Правда" была живым голосом самих рабочих.
Взгляните на любой номер современной "Правды" находящейся под контролем КПРФ — много слов о народе вообще, пара строк про рабочих и ни капли инициативы самих рабочих. Не мудрено, бюрократия "коммунистической" партии уже давно оторвалась не только от реальной борьбы рабочего класса, но даже от собственной партийной массы, голос которой вы никогда не услышите на страницах "Правды" Зюганова.
Современные газеты КПРФ — зеркало бюрократического централизма. Прекрасно сделанные, на цветной бумаге — газеты КПРФ рассказывает о том, что интересно им. То партийная конференция, то доклад Зюганова. "10 шагов к достойной жизни", годовщина Красной Армии или …. Рождество Христово!
О газетах мелких сталинистских партий и говорить не приходится — там вы найдете только митинговые надгробные речи.
Ни капли анализа реальной жизни, ни слова самих рабочих, ни грамма рабочего почину — только увлечение собственными сектантскими интересами.
Газеты "Профсоюзный навигатор", известного в связи с запретом (который впрочем отменили) "оранжевого" профсоюза МПРА, "Рабочая демократия" РРП и т. п. издания более приближены к положению рабочей газеты, но постоянно испытывают колебания между рабочей и чисто интеллигентской, мелкобуржуазной повесткой дня. В случае с Рабочей Демократией это отражения внутреннего противоречия РРП между вступающим туда рабочими и кучей мелкобуржуазных, люмпенизированных элементов.
"Рабочая демократия" по существу остается газетой о рабочем классе. Мы найдем здесь много статей о рабочих забастовках и заявления от имени рабочих, но их голос мы встретим крайне редко, особенно теперь, когда руководство партии во главе с Бийцом и его преторианской гвардией внезапно вообразили, что КПРФ массовая рабочая организация и стали бороться за умы избирателей Зюганова и Грудинина. Рабочая демократия сегодня движется в направлении мелкобуржуазной истерической газеты "Ультиматум", ставшей сегодня рупором молодежки КПРФ.
Дальнейшая дорога в этом направлении, несомненно, приведет к курсу государственного финансирования. Не напрямую конечно, но посредством замещения должностей помощников депутатов КПРФ на местах и т. п. – вещи, которые уже имели место в прошлом.
Ревкульт (новое название Lenin Crew, начинавшего с амбициозных задач построения сети марксистских кружков) сегодня целиком и полностью журнал интеллигенции и для интеллигенции. Рабочего класса там нет и в помине. Тоже самое мы встречаем у журналов "Диалектик" и "Скепсис".
Наиболее передовым в художественном и тех. оснащении является американский журнал "Якобинец" сегодня — яркий пример того, как профессионалы могут сделать марксистский журнал, но при этом не нести никакой пролетарской инициативы.
Когда-то Ленин дал хорошую оценку одному такому журналу:
"...журнал для рабочих, ибо ни рабочего почина, ни связи с рабочими организациями в журнале нет и следа." [11]
По сравнению со всем этим интеллигентским болотом газета "Правда" только за один год опубликовала свыше 11000 писем, заметок и статей рабочих — это около 35 сочинений ежедневно!
"Правда" стала рабочей газетой потому, что превратила своих читателей из молчаливой аудитории в живую организацию. Читатели "Правды" становились одновременно ее корреспондентами и распространителями — это слом буржуазных СМИ, где кучка редакторов и стоящий за ней господствующий класс навязывают миллионам свою точку зрения. "Правда" встала на путь уничтожения господства вещи над человеком, постепенного (по мере роста классового сознания) стирания границ между потребителем и производителем. Это была настоящая газета рабочей демократии, частичка той огромной организации, которым становится пролетариат в борьбе за взятие власти и ликвидацию частной собственности.
Спустя несколько месяцев после критики в адрес "журнала для рабочих", Ленин дал ясно понять, что такое настоящая рабочая газета.
"Просматривая отчеты о рабочих сборах в связи с письмами рабочих и служащих всех концов России, читатели "Правды", в большинстве случаев разрозненные и разъединенные тяжелыми внешними условиями русской жизни, получают некоторое представление о том, как борются, как просыпаются к отстаиванию интересов рабочей демократии пролетарии той или иной профессии, той или иной местности.
Хроника рабочей жизни только начинает развиваться и упрочиваться в "Правде". В дальнейшем, несомненно, кроме писем о фабричных злоупотреблениях, о пробуждении нового пролетарского слоя, о сборах на ту или иную отрасль рабочего дела, будут поступать в рабочую газету сообщения о взглядах и настроениях рабочих, об избирательной кампании, о выборах рабочих уполномоченных, о том, что рабочие читают, об особенно интересующих их вопросах и пр.
Рабочая газета есть рабочая трибуна. Перед всей Россией следует здесь ставить один за другим вопросы рабочей жизни вообще и рабочей демократии в частности".
Он считал, что сами рабочие должны стремиться составить картину собственной борьбы:
"Рабочим надо подумать о своей, рабочей, статистике стачек. Трудности создания такой статистики, конечно, чрезвычайно велики при тех преследованиях, которые сыпятся у нас на рабочие общества и на рабочую печать. Сразу преодолеть эти трудности невозможно. Но рабочие не привыкли бояться преследований и отступать перед трудностями. Даже частичная рабочая статистика стачек, т. е. охватывающая отдельные районы, отдельные отрасли промышленности и небольшие сравнительно промежутки времени, принесет громадную пользу. Такая статистика научит рабочих вести дело полнее и лучше и позволит иногда сравнить картину фабрикантскую, картину чиновничью с картиною, самими рабочими нарисованною. Поэтому мы позволим себе закончить наш разбор фабрикантской статистики пожеланием, чтобы рабочие, несмотря на все препятствия, снова и снова пробовали вести свою, рабочую, статистику стачек. Двое-трое сознательных рабочих могут составить точное описание каждой стачки, времени начала и конца ее, числа участников (с разделением по полу и возрасту, если возможно), причин стачки и результатов ее. Подобное описание должно бы доставляться в одном экземпляре в правление соответствующего рабочего союза (профессионального или иного, или в редакцию профессионального органа); в другом экземпляре — в общий орган рабочей печати; наконец, в третьем экземпляре для ознакомления рабочего депутата в Государственной думе. И фабрикантская и правительственная статистика стачек всегда будут содержать в себе не только пробелы, но и искажения. Даже в печати, сочувствующей рабочим, иногда встречаешь чудовищно-неверную, нелепую и насквозь пропитанную буржуазным духом оценку стачек, как проявления "азарта" и т. п. Только сами рабочие, взявшись за дело, помогут — со временем, после упорного труда и настойчивых усилий — лучше познать свое собственное движение и тем обеспечить более крупные успехи его". [12]
Ленин стал главным редактором "Правды" только в 1917 году, несмотря на то что он, находясь в Париже, являлся ее главным создателем и вдохновителем, человеком, который снабжал страницы своими статьями на злобу дня ежедневно.
Выдающимися публицистами не рождаются, а становятся. Прежде чем работать над статьями в "Правде" Ленин прошел многолетний опыт писательской полемики: от автора язвительных произведений против критиков марксизма до блистательного мастера пера и слова.
Ильич точно знал, как писать короткие и популярные статьи — в простой форме заострить внимание читателя на поднятом вопросе.
Анализируя сочинения Ленина для "Правды" можно смело утверждать, что это в большинстве своем статьи, которые содержат одну аргументированную идею. Принцип его статей — повторение снова и снова одной и той же мысли, используя разные примеры, истории, статистические выкладки, рассказы из жизни и т.д.
Чтобы не быть голословным, здесь требуется дать пример статей и заметок Ленина в "Правде".
РУССКИЕ И НЕГРЫ
"Что за странное сопоставление?" — подумает читатель. — "Как можно ставить рядом одну из рас с одной из наций?". Сопоставление возможное. Негры позже всех освободились от рабства и до сих пор несут на себе всего более тяжелые следы рабства даже в передовых странах, ибо капитализм не может "вместить" иного освобождения, кроме правового, да и это последнее всячески урезает.
Про русских история говорит, что они "почти" освободились от крепостного рабства в 1861 году. Приблизительно в то же самое время, после Гражданской войны с американскими рабовладельцами, освободились от рабства негры в Северной Америке.
Освобождение американских рабов произошло путем менее реформаторским, чем освобождение рабов русских.
Поэтому теперь, полвека спустя, на русских осталось гораздо больше следов рабства, чем на неграх. И даже было бы точнее, если бы мы говорили не только о следах, но и об учреждениях... Но мы ограничимся в данной статейке одной маленькой иллюстрацией сказанного: вопросом о грамотности. Известно, что безграмотность — один из следов рабства. Не может быть грамотно большинство населения в стране, угнетенной пашами, Пуришкевичами и т. п. — В России неграмотных 73%, не считая детей до 9-летнего возраста. Среди негров в Северо-Американских Соединенных Штатах неграмотных (1900 г.) - 44 ½ %. Позором ложится на цивилизованную, передовую страну, североамериканскую республику такой безобразно высокий % неграмотных. И всякому известно притом, что вообще положение негров в Америке недостойно цивилизованной страны: капитализм не может дать ни полного освобождения, ни даже полного равенства. Поучительно, что среди белых в Америке процент неграмотных составляет всего 6%. Но если мы разделим Америку на районы бывшие рабовладельческие (американскую "Россию") и на районы нерабовладельческие (американскую не Россию), то получим процент неграмотных среди белых: 11-12% у первых, 4-6% у вторых! В бывших рабовладельческих районах вдвое выше процент неграмотных среди белых. Следы рабства лежат не только на неграх! Позор Америке за положение негров !.. [13]
КРУПНОЕ ПОМЕЩИЧЬЕ И МЕЛКОЕ КРЕСТЬЯНСКОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ В РОССИИ
По поводу только что минувшей годовщины 19 февраля 1861 года не лишне будет напомнить современное распределение земли в Европейской России.
Последняя официальная статистика распределения земли в Европейской России издана министерством внутренних дел и относится к 1905 году. По данным этой статистики, крупнейших помещиков, имеющих свыше 500 десятин земли, было (с округлением) около 30 000, земли у них — около 70 000 000 десятин. Около 10 000 000 беднейших крестьянских дворов имеют столько же земли.
В среднем приходится, значит, на одного крупнейшего помещика около 330 беднейших крестьянских семей, причем у каждой крестьянской семьи земли около 7 (семи) десятин, а у каждого крупнейшего помещика - около 2300 (двух тысяч трехсот) десятин. Чтобы наглядно пояснить это, составлен печатаемый выше чертеж. Большой белый четырехугольник в середине, - это имение крупного помещика. Маленькие квадратики вокруг, - это мелкие крестьянские участки. Всего квадратиков - 324, а площадь белого четырехугольника равна 320 квадратикам. [14]
Вот так. Просто и понятно — блестяще развернутый марксистский анализ и при этом и никакой вульгарной упрощенки, которую так любят пропагандисты современного марксизма — оживленный, быстрый и захватывающий обзор вопроса.
Гораздо сложнее писать для некоммунистических рабочих. Для марксиста можно использовать сложную марксистскую аргументацию и развернутый анализ, на методе диалектического материализма и использовать при этом примеры, требующие особого знания.
Однако для рабочих, что часто забывается современными левыми публицистами, многие из которых являются даже не квалифицированными — Маркс и Энгельс не являются авторитетами. Использование марксистской терминологии в данном случае лишено смысла, здесь речь идет о таких примерах на пути аргументации собственной позиции, которые не требуют знания трудовой теории стоимости или теории перманентной революции, а о тех примерах, которые ясны рабочему на опыте его собственной жизни.
Ленин преуспел в написании обоих типов статей. Его сочинения в Правде включают в себя и краткое международное обозрение, типа статей о значении избрания президента Пуанкаре во Франции или статья в "В Англии" о рабочем движении туманного Альбиона.
Здесь мы найдем и популярное разъяснение того, как капиталист крадет труд рабочих, статьи об угнетении пролетариата и влиянии физ. нагрузок на здоровье рабочих в России, итоги выборов в Думу, анализ (не комментарий) речей депутатов, анализ промышленной статистики, рабочих стачек, отчёт о работе "Правды" и т.д.
Его статьи объемом 2000-5000 знаков, публикуемые ежедневно, стали мощным орудием агитации и пропаганды "Правды" в борьбе за умы даже самых реакционных, процарских рабочих и прежде всего потому, что давали ясный ответ на конкретный вопрос, с использованием опыта самих же рабочих. Ни капли высокомерного интеллигентского трепа.
В этом несомненно состоит еще один урок "Правды" для всякого, кто занимается марксистской публицистикой.
Один из наиболее важных, до сих пор неуказанных нами моментов Ленинского учения о газете как организаторе — постановка рабочего класса не только в положение читателей, распространителей и корреспондентов, но и в положение спонсоров рабочей газеты.
"С точки зрения почина, энергии самих рабочих, гораздо важнее 100 руб., собранные, скажем, 30-ю группами рабочих, чем 1000 руб., собранные десятками "сочувствующих". Газета, основанная на пятаки, собранные маленькими заводскими и фабричными кружками рабочих, во много раз солиднее, прочнее, серьезнее поставлена (и с точки зрения финансовой, и — что всего важнее — с точки зрения развития рабочей демократии), чем газета, основанная на десятки и сотни рублей, внесенные сочувствующей интеллигенцией." [15]
И через несколько дней наш старик добавляет:
"Надо ввести в обычай, чтобы каждый рабочий в каждую получку платил по одной копейке на рабочую газету. Пусть подписка на газету идет своим чередом, пусть кто может платит больше, как платил до сих пор. Но самое важное, - кроме того, установить и распространить обычай "копейки на рабочую газету". Все значение этих сборов будет в том, чтобы их делать правильно каждую получку, без перерывов, и в том, чтобы все большее и большее число рабочих участвовало в этих постоянных сборах. Отчеты могли бы печататься просто: "копеек столько-то" - значит столько-то рабочих данной фабрики сделали взносы на рабочую газету, - а затем, если есть более крупные взносы, можно печатать: "сверх того столько-то рабочих внесли столько-то". [16]
Так в 1912 году большевистской "Правде" удалось организовать и собрать вокруг себя пожертвований от 620 рабочих групп, в то время как меньшевистская газета "Луч" организовала собрала средств от 89 групп рабочих.
В течении 1913 года "Правде" удалось организовать вокруг себя 2181 рабочую группу по всей России, каждая из которых выплачивала пожертвования, а меньшевики заручились финансовой поддержкой только 661 группы.
А за первые 5 месяцев 1914 года большевистская рабочая газета собирает вокруг себя 2873 группы, против 671 группы поддержки "Луча".
"Правда" центрирует вокруг себя все больше рабочих не как одиночек, но как организованные группы читателей, корреспондентов и спонсоров.
Ключ к понимаю такого успеха заложен в принципе организации "Правды". Обыкновенно — активист "Правды" собирает вокруг себя постоянный кружок читателей, которые получают через него газету, отсылают редакции корреспонденцию и здесь же складывают свои скромные пожертвования, направляя их в "Правду", демонстрируя тем самым солидарность с позицией газеты.
Оторвав от себя малую долю средств, рабочий совершает гигантский шаг — сознательно становится частью огромного организма, маленьким винтиком общего пролетарского дела.
Это, к сожалению, никогда не поймут современные коммунистические группировки. Рабочие, по их разумению, должны, сплотившись вокруг их знамен, бросить все и идти за ними на "смертный и решительный бой". Жалкие сектанты.
Рабочий класс зреет и вытачивает, выстругивает, выбивает классовое сознание только на собственном опыте. Каждое поколение рабочих должно пройти свою школу борьбы. Организация масс не начинается с памфлета или приказа партии, она рождается снизу, от рабочих кружков и маленьких полупрофсоюзных, полудружеских групп. Задача коммунистической партии на этом пути — вовремя предложить свою программу, бороться за умы делом и терпеливо убеждать, исходя из имеющейся у нее сокровищницы — истории рабочего движения — там, где зачатки организации уже есть, и бороться за организацию рабочего класса в тех местах, где рабочие все еще остаются массой людей, объединенных только положением рабов при господстве капиталистов.
Объединение рабочих вокруг газеты — важный шаг пробуждения классового сознания в пролетариате.
"Правда" неустанно боролась за умы заводских и фабричных рабочих. О результатах этой борьбы мы можем судить по имеющимся у нас финансовым отчетам. В период с января по май 1914 года Ленинская рабочая газета собирала 6,59 руб. в неделю, что составляло недельный заработок петербургского рабочего.
Условия капитализма диктуют правила на этапе первоначальной организации рабочего класса в борьбе за его диктатуру — кто платит тот и определяет цели и средства в действительной классовой борьбе.
"Правда" была настоящей рабочей газетой в том числе и потому, что зависела не от промышленников и магнатов, не от финансовых воротил и "сторонников народной свободы и прав человека", не от государственного бюджета, не даже от Германского генерального штаба или государственного департамента США — "Правда" уходила корнями в рабочий класс и была полностью движима им.
Так с 1913 по 1914 год 87% расходов на печать "Правды" обеспечивалась за счет рабочих пожертвований, в то время как меньшевистский "Луч" имел в своем бюджете поступлений от рабочих только на 44% [17]. Оставляя при этом в памяти соотношение 2873 против 671 рабочей группы! [18]. 6,59 рублей в неделю [19] Это колоссальный успех!
Ленин не был знаком с положением российских "левых", поэтому даже результат "Правды" виделся ему крайне недостаточным.
Он пишет:
"5674 рабочие группы, объединенные правдистами менее чем за 2 1/2 года, довольно значительно при тяжелых русских условиях. Но это лишь начало. Нам нужны не тысячи, а десятки тысяч рабочих групп. Работу надо удесятерить. Собранные копейками от сотен рабочих 10 рублей важнее и ценнее, как в идейном, так и в организационном значении, чем 100 руб. от богатых друзей из буржуазии. Даже в финансовом отношении опыт заставит признать, что на рабочие копейки можно поставить прочную рабочую газету, а на буржуазные рубли невозможно." [20]
Но 1 августа 1914 года началось то, что предсказывали марксисты, но всегда отвергали буржуазные и мелкобуржуазные (первые, радуясь обмануть, вторые обманываться рады) политики — Мировая война.
Линии фронтов исполосовали. Словно кровавым бичом тело наказанного раба, карту Европы изрешетили. Все маршруты движения марксистской литературы были перерезаны, рабочие всех стран подверглись небывалому взрыву шовинистической пропаганды, Второй Интернационал распался, "Правда" и фракция РСДРП в Думе подверглась репрессиям за антивоенную, революционную позицию, а подданный Российской Империи Ульянов, находящийся в Кракове, был арестован и интернирован австрийской полицией как... русский шпион!
Но "Правда" выполнила свою задачу. Она стала не только агитатором, но и организатором масс. За два года она объединила под свои стяги 4/5 рабочего движения России [21].
Большевики из маленькой группы пропагандистов, которых в январе 1905 года избивали на рабочих демонстрациях, а в конце 00-х выкатывали в тачке под свист и хохот с завода, как это было с Дзержинским, стали сетью рабочих организаций, охватившей всю страну. К началу войны РСДРП была лидирующей партией рабочего движения. Мировая бойня внесла серьезный раскол в дальнейшие планы большевиков, подорвала их влияние на рабочий класс и стала проверкой силы организации. В 1917 году РСДРП сдержала экзамен — быстро восстановив влияние, партия вскрыла задел, созданный перед войной. Взятие власти пролетариатом, установление его диктатуры и торжество рабочей демократии стало возможным благодаря тому реализованному проекту коллективного агитатора и организатора масс, каким и была "Правда" — газета основанная гением Ленина, настоящая рабочая газета.
Эпоха, доставшейся нам в наследство от прошлого поколения — эпоха серьезного кризиса пролетарского руководства, в особенности его организующего начала.
Если мы не хотим топтаться на месте, подобно "левым" 21 века в России, а вовремя совершить скачок от кружка к организации, мы должны строго и точно подвести черту и поставить конкретные цели. Каковы ближайшие задачи организации?
Всякая марксистская организация проходит стадию кружка и кустарничества — время, когда кружок, по существу, не имеет строгой дисциплины, склонен к реконструкции, имеет очень плохие связи с рабочим движением, случаен по составу, имеет слабую постановку теоретической и практической работы, не имеет связей с другими группами за пределами города, и в случае успеха зачастую превращается в группу секретарей-организаторов ничтожно малого профсоюза рабочих. Такое положение мы имеем в городах по всей России сплошь и рядом, даже среди так называемых "ячеек" так называемых "партий".
Задача марксистского кружка — вовремя защитить себя от мелкобуржуазной, чисто интеллигентской стихии, которая в России выглядит как пренебрежительное отношение к теории и склонность к эклектике; неуважение к большевистской традиции; забота о личной "независимости" за счет заботы об объективной истине; нервозность вместо последовательности; готовность быстро перескакивать с одной позиции на другую; непонимание революционного централизма и враждебное отношением к нему; наконец, склонность подменять партийную дисциплину кружковыми связями и личными привязанностями. Глупо считать, что организацию можно построить, просто собрав вокруг себя определенное количество студентов — интеллектуалов.
Кружковый период марксизма несет в себе также и язву абстрактного, чисто пропагандистского подхода к проблемам. Борьба с мелкобуржуазностью и кустарнической ограниченностью означает только одно — стремление найти дорогу к массам рабочих и стать пролетарской политической организацией. Стремление это выражается в постоянных попытках агитации и организации рабочего класса.
Излюбленный метод кружковщины, несущий в себе все пороки самого явления — листовка и листовочная пропаганда.
Первое и главное, что необходимо понять каждому — листовки, флаеры, настенные стикеры, брошюрки, листки для рабочих — полностью себя исчерпали и дискредитировали на сегодняшний момент. Яркий пример тупого битья об стену — самарская группа поклонников схоластического творчества профессора М.В.Попова. После распространения 25000 листовок у самарских предприятий, кружок пришел посетить только 1 человек. Результат практически нулевой, и дело тут далеко не в содержании текста самой листовки — листовка, как средство агитации, не несет в себе никакого организующего начала. Листовка есть средство пропаганды, но не сама пропаганда — она может и будет работать только как обращение или призыв уже известной группы или партии к организации рабочих. Листовка – это в пустую потраченное время и деньги. На выходе — листовка от имени абстрактной (в глазах рабочих) группы, направленная в абстрактную (вопреки мнению авторов листовки), бесформенную, усталую и аморфную массу рабочих.
Листовка глупа и бессмысленна, и является, по существу, истерическим выкриком секты. Она вызывает улыбку, это смешно и нелепо, она не жжет сердца, она провоцирует смущенное удивление рабочего: "Ну вы серьезно?".
Листовка не отвечает задачам момента, она актуальна только тогда, когда рабочие будут организованы, только тогда, когда нас будут знать на каждом заводе, когда рабочий будет готов говорить с нами, когда речь идет об обращении коммунистов к организации рабочего класса — тогда листовки несут в себе пропаганду, достойную классовой борьбы.В противном случае — это дорого, и главное — совершенно бесполезно. Пора наконец зарубить это на носу.
Настенные призывы к мировой революции с профилями Маркса и Ленина, стикеры с тем же содержанием – то, чем так любит увлекать себя РРП, ЛФ, ЛБ и т. п. — все это работает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку мы имеем дело не с боязливым и замученным рабочим-одиночкой, не видящего вокруг ничего, кроме такой же массы серых и усталых от тяжелого труда людей, а с организованным для борьбы рабочим классом.
Каждый, кто все еще готов защищать позицию листовки, позицию чистой пропаганды, "чистой" лишь только потому, что не имеет в себе никакой перспективы к организации, должен ответить на ряд вопросов:
Как часто он участвовал в раздаче пропагандистских материалов подобного рода?
Что содержит материал, кроме убогой агитации за отвлеченные от реальной повестки вопросы?
К кому конкретно она была обращена?
К кому конкретно она обращена, кроме абстрактного пролетариата?
Каково позитивное содержание итога листовки, позитивного т.е. подразумевающего конкретное действие, требующего сознательного решения и воли, и имелось ли оно вообще?
Сколько денег было потрачено?
Каков тираж?
Сколько прочитавших отреагировали небезразлично и не отрицательно?
Скольких людей удалось организовать для реального действия по итогу?
Если кустари от марксизма честны перед собой и товарищами, ответив на все эти вопросы, они заметят, что исчезнет сам предмет обсуждения, ибо даже глупому 18-летнему леваку, борющемуся за дело либерального феминизма, и догматичному барану сталинисту (любого возраста) станет ясно, что предмет дискуссии вскрыт настолько, что дальнейшая полемика лишена смысла, если только мы не имеем дело с законченным сектантом, стремящимся к сохранению статус-кво себя и своей группировки, но их мы вправе предоставить их собственной участи на обочине магистральной дороги истории — классовой борьбы.
Листовка не актуальна, глупа, истерична, дорога, неконкретна и бесперспективна, ибо лишена организующего начала, а значит бессмысленна в нынешнем положении.
Этот тезис не требует более доказательств для того, кто хочет реальной, а не мнимой борьбы. Тезис этот уже давно та железобетонная плита, за которую не хотят, боятся, не могут заглянуть многие марксистские кружки и партейки в России.
Истина конкретна, всякое средство борьбы должно быть сообразно цели и потому требует учета конкретных условий. Листовка должна быть отложена сейчас в сторону и будет непременно использована, но как призыв коммунизма к организации рабочего класса, только в будущем. Только так и никак иначе!
Листовнические выкрики есть плод кустарничества, чисто пропагандистского периода марксизма, его кружкового этапа. Сегодня пора мыслить масштабам партии, а не кружка, необходимо выглянуть за пределы местной ограниченности и пустой пропаганды. Необходима легальная общероссийская политическая рабочая газета, которая отличалась бы от всех остальных коммунистических газет.
Во-первых тем, что являлось бы газетой рабочего класса, в том смысле, что она была бы чужда пустому звону об успехах Сталина в строительстве "социализма", празднованию годовщины полета Гагарина или рождения какого-нибудь Кирова, короче говоря лишена советской ностальгии, в том числе и в стилистике текста, без рассказов об очень "важных" и "нужных" решений последнего собрания партии, проще говоря — без всей той сектантской субкультуры "марксистской тусовки" которой сегодня пропитаны коммунистические СМИ.
Мы сделаем газету, которая даст рабочему объяснение сложных процессов простыми словами, без всякой упрощенки и вульгаризации, но исходя из опыта и знаний самого рабочего, без символического, означающего принадлежность к субкультуре, жонглирования марксистской терминологией.
Первая, но как сопутствующая цель нашей газеты — пропаганда.
Исходя из этого, наша задача — сделать упор на политические обличения капиталистического строя, разоблачения чиновников и буржуазии, всякого произвола со стороны капиталистов и их слуг, с которыми рабочие сталкиваются ежедневно. Опыт либералов в этом отношении как нельзя лучше показывает, что массы жаждут обличений, и мы дадим им обличения.
Во-вторых, в действительности, а не на словах будет организация рабочего класса посредством постановки самих же рабочих в качественно иные условия, чем это делают все остальные СМИ. Наша газета превратит наших читателей в распространителей и корреспондентов. Это ключ к понимаю газеты как организации — раз, и к завоеванию умов рабочего класса — это два.
Троцкий, когда-то критикуя мелкобуржуазную оппозицию в Социалистической рабочей партии США писал:
"Из конспекта я вижу, что у вас затруднения с "Socialist Appeal". Эта газета очень хорошо выполнена с журналистской точки зрения; но это — газета для рабочих, а не рабочая газета <…> Сейчас эта газета поделена между несколькими журналистами, каждый из которых сам по себе весьма хорош, но все вместе они не дают рабочим проникнуть на страницы "Socialist Appeal". Каждый из них говорит за рабочих (и говорит хорошо), но никто самих рабочих не слышит. Несмотря на свой блестящий журнализм, до некоторой степени газета становится жертвой журнальной рутины. Вовсе не слышно, как живут рабочие, как они дерутся, схватываются с полицейскими, или пьют виски. Это очень опасно для газеты, как революционного орудия партии. Задача заключается не в том, чтобы издавать газету совместными усилиями умелых редакторов, а в том, чтобы привлекать рабочих говорить самим за себя. <...>. Для успеха нужно радикальное и смелое изменение" [22]
В России 21 века многие марксисты привыкли воспринимать рабочий класс как аудиторию послушных студентов, которой они, с видом профессора, позволяют себе читать лекции о классовой борьбе. Реальность, однако, как всегда расходится с интеллигентской фантазией.
Мы должны стремиться постоянно и неустанно к тому, чтобы наш читатель проявил инициативу, сделал шаг, доверил свои мысли и чаяния рабочей газете. Без всякой вульгаризации редакцию интересует все: положение дел на заводе, состояние сознания рабочих, их политические предпочтения, интересующая их литература, что читают, смотрят рабочие в свободное время, что думают о происходящем на заводе, в регионе, стране и мире. Интересно все — от того, как реагирует рабочий класс на острые удары буржуазии, вроде того, что произошел с пенсионной реформой, до положения ФНПРовского профсоюза в его цеху и т.д. и т.п.
Необходим максимум информации. Один рассказ рабочего о неудачной забастовке на своей шахте или строительстве космодрома стоит сегодня в сотни и тысячи раз больше, чем десятки пропагандистских памфлетов революционной интеллигенции.
Наконец, рабочая газета должна составить картину положения рабочего класса в России и его борьбы. Шаг за шагом, мы призывам рабочих обращаться друг к другу со страниц рабочей газеты — в этом залог успеха и то самое важное в движении пролетариата, чего вы не встретите ни в одной коммунистической газете России. Ни в одной!
В-третьих, став организацией рабочего класса, газета сделается возможной для самой себя стать совершенно независимой от колебаний мелкой буржуазии и обмана буржуазии крупной. Независимой ни от кого, кроме передовой части рабочего класса и обеспеченной за счет средств и пожертвований самих же рабочих.
Вопрос о финансовом обеспечении рабочей газеты — один из самых острых. У нас нет и не может быть иного пути кроме как призвать рабочих поддержать рабочую газету рублем.
Тот добровольный вклад, который сделает рабочий вместе со своим товарищем — невероятный успех, знак того огромного переворота в сознании, знак приверженности и солидарности его с идеями, высказанными на страницах газеты.
Только добровольное рабочее финансирование с полной отчетностью со стороны редакции есть обязательное условие подлинной рабочей газеты, знак открытости, честности и воли, которого сегодня нет и не будет при нынешней постановке работы ни у одной коммунистической газетенки.
Три эти пункта — стержень того генерального плана формирования всероссийской легальной политической рабочей газеты, который должен быть и будет претворен в жизнь, потому что марксизм в России не может более позволять себе оставаться в позиции сектантствующего наблюдателя за рабочим классом. Марксизм будет массовым движением — для этого сегодня есть все условия, нужна воля, которая у нас была, есть и будет.
Размах организационной работы такого масштаба требует от марксистов точного понимания своего положения как пробудителя политического сознания, организатора масс рабочих и руководителя пролетарского движения – его авангарда. Закрепив это, многие товарищи умудряются во всей этой схеме забыть о рабочем классе. Доктрина сектантов не учитывает молекулярных процессов революции в массовом сознании, не понимает законов процесса, его ингибиторов и катализаторов. Только включение самого пролетариата в организацию есть единственная гарантия успеха в действительной классовой борьбе. Мы твёрдо делаем ставку на рабочую газету.
Строительство передового движения в промышленности не означает для нас ни в коем случае отказ от их площадок пропаганды – мы должны использовать на максимум все ресурсы, от собственного веб-сайта, зарегистрированного легально (мы подчёркиваем это), до твиттера, фейсбука, вк, ютуба и т.д и т.п.
Исследование движения пролетариата в разных странах показывает, что это перспективный путь. Пролетариат Каталонии в 2017 году в ходе своей борьбы за независимость создал "Комитеты защиты референдума" — подлинно народные органы борьбы, ставших сетью организаций сотен тысяч рабочих и студентов. Первоначальные организационные успехи были результатом широкой пропаганды в СМИ, и главным образом обсуждения самими людьми в соц. сетях и новостных веб-сайтах проблемы независимости. Став площадками для организации людей, они породили ту мощь, которую не могли сломить никакие силы полиции, армии, гражданской гвардии и воинствующего фашизма, пущенные в борьбу испанским государством.
Сообщества в социальных сетях, новостные веб-сайты и страницы в твиттере стали центром объединения недовольных там, где люди только лишь начали искать пути коллективной борьбы с ненавистным режимом.
Крах борьбы, развернувшийся осенью 2017 года, был обеспечен не только ошибками организационной работы, а в первую голову буржуазным и мелкобуржуазным руководством комитетов защиты референдума, благодаря которому они были подключены в качестве вспомогательных органов к бюрократической буржуазной государственной машине каталонской автономии, возглавляемой предателем, трусом и просто буржуазными политиканом, Карлесом Пучдемоном.
С другой стороны, в том же 2017 году массовое движение студентов и мелких буржуа под руководством Навального против коррупции имело успех только лишь за счёт широкого освещения в негосударственных СМИ, и главным образом за счёт широчайшего обсуждения в соц. сетях фильма о невероятных богатствах Д. Медведева. Организационный масштаб "стихийных" митингов стал реальностью только благодаря целой сети взаимодействующих площадок пропаганды, обсуждающих новости о коррупции в высшей бюрократии РФ.
Поражение движения, его неспособность развиться в многомиллионную протестную организацию стали результатом узкости — мы подчёркиваем — узкости и чрезвычайной ограниченности масштаба пропаганды и организационной работы. Во-первых, рабочий класс вообще не был задействован как действительная сила, а во-вторых, политический эгоизм самого Навального, его неспособность создать широкую организационную площадку протеста (например, комитетов борьбы за демократию) на базе своих штабов и самого ФБК по всей стране сделали всю работу в социальных сетях пустой и бесперспективной. Вся она была целиком подчинена будущей президентской кампании 2018 года, она вскрыла всю детскую наивность буржуазных демократов и стала точкой разворота штабов Навального внутрь себя, породив тем самым сотни скандалов и конфликтов на базе контроля над финансовыми потоками внутри этих штабов. Сегодня протестная организация Навального устроена сверху вниз: она вертикальна, авторитарна и держится только за счёт денег из центра. Борцы за "демократию" управляют своей организацией так же, как управляет российской "демократией" "демократически" избранный президент Путин. Такова природа буржуазной демократии — это должен знать каждый.
Использование соц. сетей и веб-сайта как организаторов масс имеет для нас колоссальное значение в борьбе за рабочую демократию.
Однако газета представляется здесь как средство живого обращения к рабочим не во время их досуга, а непосредственно вблизи их места работы, рядом с товарищами в условиях каждодневного произвола над ними капитала и чиновников. Таковы условия использования всех средств агитации и организации на данный момент.
Вернёмся к рабочей газете.
Зарегистрированная в соответствии с законодательством РФ, редакция газеты должна обеспечить регулярный выпуск литературы и подготовку нескольких постоянно действующих устойчивых групп распространителей, задача которых – взять на себя работу с конкретными, хорошо изученными ими с точки зрения проблем и состояния умов, заводами и фабриками.
Подготовка районных групп должна быть выполнена в марксистском духе дисциплинированности, ясности целей и чёткой идеологической линии нашей газеты — доктрины пролетарской революции, рабочей демократии и социализма в духе Маркса, Энгельса, Ленина и Троцкого.
"Если уже надо было соединяться" — писал Маркс вожакам партии – "то заключайте договоры, ради удовлетворения практических целей движения, но не допускайте торг". [23]
Теоретические уступки недопустимы никогда и ни при каких обстоятельствах. Мы должны быть уверенны, что наша газета революционного марксизма не станет средством пропаганды сталинистов и тому подобных эксплуататоров всякого невежества и темноты рабочего класса на пользу своей карикатуры марксизма.
Группа в 3-4 чеоовека должна вести пропаганду на нескольких предпричятиях одновременно.
Необходимо наладить распространение бесплатной, мы подчеркиваем бесплатной газеты, ибо в условиях низкой политической активности под бетонным прессом Путинской стабильности над рабочими — требовать фиксированной платы, как это делают сталинисты из РотФронта и РКРП, значит на деле заставить пройти мимо себя. Посредством бесплатной газеты районные группы должны озаботить себя поиском тех рабочих, которые могли бы установить более менее постоянные и устойчивые связи с редакцией. Целями такого подхода являются во первых обеспечение редакции устной или письменной корреспонденцией, отражающей умонастроения рабочих различных предприятий и во вторых — включение рабочих в нашу работу, в том числе и в виде распространителей печати, прежде всего, за пределами проходной завода, которая остается для нас к сожалению пока каменным валом.
Районная группа должна бороться за формирование рабочих групп, групп постоянных читателей, корреспондентов и распространителей газеты — рабочих политических кружков имеющих прямые и устойчивые связи с редакцией. Такие кружки должны носить комбинированный характер — быть объединением рабочих разных предприятий, разных отраслей и разных внутриклассовых прослоек. Этот организационный постулат имеет гораздо большее значение чем может показаться на первый взгляд, особенно в нынешнюю эпоху. Эти рабочие группы ни в коем случае не должны претендовать на роль чисто экономических организаций рабочего класса, особенно это касается тех отраслей и заводов, где имеет влияние массовый реформистский либо буржуазный профсоюз, ибо строительство параллельной профсоюзной организации означает отрыв самих себя от массового движения. Это нужно зарубить себе на носу, потому как подобная практика очень свойственна для современных кустарей марксизма. Агитационная работа, таким образом, должна быть нацелена на конкретные сообщества рабочих и посредством них уже на основную неорганизованную ничем кроме капиталистического способа производства массу рабочих. Эта работа есть процесс формирования базы корреспондентов, читателей и спонсоров нашей газеты — групп передовых рабочих, центрирующих вокруг себя все большие массы трудящегося народа через включение их в живую работу газеты. Рабочие группы, сетью которых будет покрыта вся страна, есть ретрансляторы и одновременно приемные устройства того голоса революционного марксизма, которым говорит редакция и миллионы рабочих.
Формирование организации вокруг газеты несоменно, как указывалось много раз выше, диктует необходимость реальной возможности для всякого читателя обратиться напрямую в редакцию, но процесс сношения должен работать через человека, члена районной группы, доверенного лица редакции, грамотного марксиста, способного собрать вокруг себя рабочую группу, организовать собрания, вести марксистскую пропаганду, терпеливо убеждать и взращивать передовую часть рабочего класса — его авангард. Заручившись поддержкой и наладив регулярную поставку литературы, собрания пожертвований, сбор корреспонденции как среди членов рабочей группы, так и среди тех колеблющихся людей, которые сомневаются по вопросу об участии в работе нашей газеты, но солидарны с ее позицией — мы станем на тот путь втягивания в организацию и окончательного преодоления всяких колебаний уже в ходе конкретных массовых актов классовой борьбы.
Более подробный механизм организационной работы газеты, ее рабочих групп, редакции, разделы на её страницах, порядок работы веб-сайта и сообществ в соц. сетях не только среди промышленного рабочего класса, но и среди офисного пролетариата и среди студенчества стоит, по нашему мнению, рассмотреть уже в отдельном сочинении.
Итак, соблюдение основных организационных принципов социалистической рабочей газеты (Рабочие читатели, рабочие распространители и корреспонденты, рабочие спонсоры) даст невероятный до сей поры в России результат.
Сегодня, когда все российское движение марксизма переживает глубочайший кризис, и последние остатки партеек, казавшихся когда-то некоторым наивным мальчикам "перспективными", живут в эпоху расколов и внутренних склок, пытающихся снова и снова наступать на одни и те же грабли, перед планом социалистической рабочей газеты открываются колоссальные перспективы. Рабочий класс пробуждается, кризис капитализма становится неуправляемым процессом — миллионы несомненно будут искать альтернативы.
Мы не ждем стихийного подъема, мы должны быть готовы, мы должны строить передовое движение в промышленности и строго придерживаться стачечной стратегии борьбы за власть, поднимая уровень массового сознания, бороться за создание фабрично-заводских комитетов, Советов рабочих и студентов как подлинно народных органов борьбы за диктатуру пролетариата. Скептики скажут, что в России рабочий класс дегенерировал и более неспособен вести даже той экономической борьбы, которая владеет умами миллионов рабочих в Европе, Азии и Латинской Америке, но марксизм никогда не использовал формальную логику как метод, мы диалектики и видим в этом наше преимущество. Российский рабочий класс не имеет своих массовых реформистских организаций, реформистских лидеров, реформистских традиций многолетней экономической борьбы и потому в перспективе не даст обмануть себя трепом социал-популистов. Это открывает возможности непосредственной борьбы сразу на политической платформе, без долгового изживания иллюзий реформизма, которыми страдают миллионы рабочих передовых капиталистических стран.
Россия не может похвастаться передовым положением независимой империалистической державы, капитализм здесь слаб и постоянно подпитывается силами и ресурсами бюрократии. Отсюда, кстати, выходит и сращивание монополий с государственным аппаратом, и особое положение Президента над буржуазией. Не против этого, а напротив, поэтому Россия — одна из самых контрреволюционных стран на земле, подобно тому, какой была Империя Романовых в 19 и начале 20 веках. Рабочий класс империи не имел за плечами чартистского движения как в Англии и не был проникнут иллюзиями оппортунизма как в Германии, он быстро стал искать освобождения на пути политической борьбы, борьбы за диктатуру пролетариата. В этом серьезный урок диалектики революции для тех, кто не хочет или, надеемся, просто пока не может понять сознания рабочего класса. Маркс считал, что революция начнется в передовых странах, но в конце 19 века Энгельс анализируя развитие капитализма сделал вывод, что на передовую линию революции выходит именно отсталая от европейских стран Россия.
"Россия, это — Франция нынешнего века. Ей законно и правомерно принадлежит революционная инициатива нового социального переустройства" [24]
Ленин и Троцкий не ошиблись, когда, руководствуясь теорией перманентной революции, на основе законов неравномерного и комбинированного развития, заявили, что именно относительная отсталость капитализма в России, уровень развития рабочего класса, его сознания, отсутствие массовых организаций реформизма и опыта чисто экономической борьбы станут решающей силой быстрой революционизации массового сознания.
Этот опыт подтверждает правоту марксистского метода. Мы имеет четкие перспективы и программу, мы твердо убеждены, что именно рабочая газета Ленинского типа есть та организующая сила, ставка на которую откроет новый период не только для российского марксизма, но, в первую голову и главным образом, для рабочего класса, его организации, достойной великих традиций 1905 и 1917 в борьбе за рабочую демократию, диктатуру пролетариата и социализм.
[1] — М. Лядов, Лондонский съезд РСДРП, Итоги Лондонского съезда, 1907 год
[2] — Ю. О. Мартов, История русской социал-демократии перед революцией, 1922 г.
[3] — ПСС Ленина, т. 20, ст. 260
[4] — Г. Е. Зиновьев, История РКП(б) — М.-Пг., 1923
[5] — ПСС Ленина, т. 21, ст. 126
[6] — ПСС Ленина т. 21, ст. 347
[7] — ПСС Ленина т. 6, ст. 147
[8] — ПСС Ленина т. 5, ст. 10
[9] — Л. Д. Троцкий, Моя жизнь, Глава 7
[10] — ПСС Ленина, т. 25, ст. 476,
[11] — ПСС Ленина, т. 25, ст. 186
[12] — ПСС Ленина, т. 22, cт. 70
[13] — ПСС Ленина, т. 23 ст 393
[14] — ПСС Ленина, т. 22, ст. 345
[15] — ПСС Ленина, т. 23, ст. 10
[16] — ПСС Ленина, т. 21, ст. 439
[17] — ПСС Ленина, т. 25, ст. 374
[18] — ПСС Ленина, т. 25, ст. 432
[19] — ПСС Ленина, т. 25, ст. 417
[20] — ПСС Ленина, т. 25, ст. 233
[21] — ПСС Ленина, т. 25, ст. 179
[22] — Троцкий, Бюллетень оппозиции, 82-83
[24] — ПСС Маркса и Энгельса, т. 21, ст. 490
Дата публикации: 19 ноября 2018 г.