28 мая 2020 года, на фоне мрачной картины современности, отмечается, хоть и тоже не лишенный трагичности, но все же памятная дата– День гибели Парижской коммуны.
Вообще, учитывая, каким именно образом закончилась недолгая жизнь первого в мире пролетарского государства, действительно, назвать это праздником сложно, ибо над всеми участниками коммуны, вплоть до рядовых её членов и даже банально сочувствовавших, была начата беспощадная охота и жестокая расправа: более 3 тыс. человек расстреляли возле казармы Лобо, сотни у кладбища Пер-Ляшез, 2 тыс. –в тюрьме Рокетт. Искали везде и всюду. Искали всех.
"Была начата беспощадная охота и жестокая расправа: более 3 тыс. человек расстреляли возле казармы Лобо, сотни у кладбища Пер-Ляшез, 2 тыс. –в тюрьме Рокетт. Искали везде и всюду. Искали всех."
Трагичная судьба коммуны была предрешена её же собственными ошибками, о которых отмечал ещё К.Маркс в работе "Гражданская война во Франции", ставя в вину коммунарам упущенную возможность наступления на Версаль и нанесения сокрушительного поражения армии Тьера, и, таким образом, пресечь их возможную перегруппировку для контрнаступления на Париж. Коммунары также не решились на экспроприацию банка – и лишили себя значительных средств для обеспечения коммуны. Но в то же время опыт коммуны превалирует действительно прогрессивными уроками, ценными и по сей день. Без лишних ожиданий и затруднений, без сложного законодательства, как отмечал Ленин, парижанам удалось создать или, по крайней мере, заложить основы подлинно пролетарского государства:
1. заработанная плата госслужащих не превышала плату квалифицированного рабочего, поэтому путь для карьеристов, мошенников и нечистых на душу лиц был закрыт;ночные работы на фабриках отменены, а сами фабрики, брошенные хозяевами и владельцами, перешли в руки рабочих объединений;
2. Церковь отделялась от государства, и образование стало исключительно светским, а государство лишало себя бремени ухода за клерикалами, попами и их "опиумными" плантациями;
3. все гос. лица, без исключения, были сменяемые; принципы сменяемости любых должностных лиц. За не исполнения и нарушения "чиновников" следили строго и со всей ответственностью, ибо теперь грабители государства были ни кем иным, как грабителями рабочих.
В книге "Госудасртво и революция" Ленин, в след за Карлом Марксом, исследовал опыт Коммуны и сформулировал главные принципы организации рабочего государство.
Великодушие и гуманность парижан не знала границ, и это послужило на руку войскам Тьера и буржуазии. Коммунары надеялись своим примером убедить "версальцев" в том, что они не являлись разбойниками, террористами, бандитами и убийцами, как их рисовали правительственные и реакционные СМИ не только Франции, но и всей Европы. Нежелание идти на поводу клеветников и брехунов, стремление на практике, воочию доказать принципы справедливости, солидарности и гуманизма ещё больше приоткрыли ворота для грядущего поражения. "Версальцы" не слушали парижан, заложники не обменивались, Тьер отрицал убийства коммунаров, а они сами обвинялись грехах самого Тьера: насилие над безоружными, расстрелы военнопленных, казни и т.д., особенно часто и усердно трубя насчёт декрета коммуны о расстрелах трёх военнопленных за каждого коммунара. Это была ответная мера, но буржуазии нет нужды упоминать об этом обстоятельстве, ибо сама буржуазия была горсткой предателей.
Там, где кончаются "общенациональные" дела и интересы и начинаются непосредственные интересы и чаяния пролетариата, большинства угнетённых масс, там начинается откровенное предательство, нисколько неспособное удивить ни одного коммуниста. Вчерашние враги Франции – немцы и пруссаки – стали коллегами и соратниками. Ради своих классовых интересов, ради предотвращения распространения "красной чумы" по Франции и странам Европы, вчерашняя война была забыта. Если бы немецкие войска вошли в Париж, разоружили бы или даже расстреляли бы всех коммунаров до последнего – их бы не рисовали как агрессоров, убийц и врагов государства, а как героев, "спасших" Францию от куда более страшного явления, чем любая война или кризис - от пролетарской революции. Страны ближнего и дальнего зарубежья тоже не отставали, вплоть до России. "Париж захватили преступники и убийцы", "В Париже хаос и анархия", "Тёмные дни настали для Парижа" - конечно, это не точные названия заголовков, но общая суть сообщений о Коммуне была такая.
К слову, тёмным дням ещё предстояло наступить, но ещё в мае, и далеко не от рук тех, кого клеймили, кого оболгали. "Париж в руках красных" - так записал русский царь, великий "освободитель" и реформатор Александр Второй, который вкупе с дипломатами обвиняли Тьера в …медлительности! Слишком медленно наступают на Париж! Слишком медленно расправляются с "красными"! Каков добродетель, однако! Жандармерия, Третье отделения, полиция тщательно следили за деятельностью русских газет, пресекая любые попытки выразить сочувствие, поддержку Коммуне.
Но в то же время, сквозь давление реакционных кругов всей Европы, в противовес ей, Коммуна взбудоражила акции солидарности среди рабочих и революционеров. От Великобритании и Германии до Сербии, Польши и Болгарии проводились акции солидарности, писались обращения и воззвания, выражавших поддержку коммунарам, а в Англии и США готовились принимать эмигрантов из Парижа. Работа К. Маркса "Гражданская война во Франции", в который был дан анализ классовой сущности происходящих в Париже событий, классовую сущность новообразованного государства, социально-экономические преобразования и реформы, а также были рассмотрено всё, что предопределило образование коммуны. "Гражданская война…", в своё время, оказала существенную роль на возникавшие в то время кружки революционных демократов в России.
"Работа К. Маркса "Гражданская война во Франции", в который был дан анализ классовой сущности происходящих в Париже событий, классовую сущность новообразованного государства, социально-экономические преобразования и реформы, а также были рассмотрено всё, что предопределило образование коммуны"
Кое-как протаскивая этот труд через границы, минуя царских ищеек, она переписывалась, обсуждалась и распространялась во все уголки необъятной. С конспектами и выводами из этой работы ходили в народ, агитируя и пропагандируя, тем самым закладывая фундамент для дальнейшего распространения марксизма в России. Впоследствии, тема Парижской Коммуны стала одной из излюбленных у Ленина. На её успехи и промахи он опирался в эпоху строительства первого полноценного социалистического государства. Но сейчас, спустя почти 150 лет, какие выводы мы можем вынести для себя?
1. Какие бы беды и потрясения не поражали мир, будь то войны, эпидемии, кризисы и т.д. – буржуазия всегда, везде и всюду будет спасать исключительно себя и приумножать только себя, словно раковая опухоль. Каркас общенационального долга, общенациональных интересов крайне непрочен. Это временная халупа, что рухнет со дня на день. Там, где кончаются "общенациональные интересы" и начинаются(а точнее – вспоминаются) классовые противоречия и антагонизмы, там для буржуазии вчерашние враги станут друзьями. Оружие, направленное против иноземцев, будет вместе с пушками этих самых иноземцев повернуты против собственных граждан, ежели они хотя бы посмеют взбеситься и заболеть "краснухой" всерьёз и надолго.
2. Большевиков, их борьбу против контрреволюции и интервентов, обвиняют в чрезмерной жестокости, в красном терроре, в развязывании гражданской войны, в геноциде и т.д. Но их партия прекрасно помнила уроки Парижской Коммуны, которую раздавили, жесточайшим образом уничтожили как раз отчасти из-за чрезмерной сердобольности коммунар. Они надеялись примером моральной стойкости и высоких идеалов переубедить своих противников. У них это не получилось. Марксизм имеет под собой самую что ни на есть гуманистическую подоплёку, требуя освобождения человека для его дальнейшего всестороннего, свободного развития без эксплуатации, без насилия и принуждения, борясь за освобождения человечества от оскорбительного, унизительного и жалкого существования придатков машин. Но это не христианство, призывающее к смирению и аскетизму. Пролетариат уже достаточно подставлял свои щёки под удары необдуманных афер буржуазии. Двигаться к лучшему миру, к царству свободу, к сожалению, невозможно иначе, кроме как через борьбу. Гуманизм ничто, если он не умеет защищаться и даже нападать.
3. Парижская Коммуна дала урок небывалой солидарности между людьми, решившими бросить всё ради исполнения интернационального долга.
Одними из генералов Коммуны были польские революционеры В. Врублевский и Я. Домбровский. Среди видных коммунаров были русские революционеры и революционерки Е.Л.Дмитриева, А.В.Кровин-Круковская, П.Л. Лавров, В.А.Потапенко, М.П.Сажин, венгерский рабочий Лео Франкель. Люди из разных концов Европы, несколько различных взглядов и уж точно разного происхождения( некоторые были детьми чиновников, помещиков, генералов), но все в итоге оказавшиеся в осаждённом Париже, отдав себя делу пролетарского освобождения. Солидарность, преодолевшая границы, языки и нации является воодушевляющим примером стремления людей к сотрудничеству, к их чувству братства и товарищества, ибо у всех стран и народов есть лишь один всеобщий враг – капитал. Парижская Коммуна совершила первый и великий шаг вперед в новый мир. Она осталась в памяти не только как источник важных теоретических и практических выводов, но и как идея, как пример стремления людей к преодолению мракобесия, эксплуатации, как мимолётный рывок вперед. Это был первый шаг, но он не был последним. Это был первый шаг многомиллионного марша навстречу свободе.
Socialisme ou Barbarie!
Автор: В. Залежский
Дата публикации: 28 мая 2020 г.